(?????? ?????, ???????, ???????, ??????, ??????, ?????, ?????, ?????) ? древнегреческая богиня, принадлежала к числу верховных божеств и почиталась на всем протяжении древнеэллинского миpa. В Аркадии (????? ????), в Беотии (?????? ??????), в Аттике, Элиде, Ахее, Лаконии, на берегах Малой Азии, на островах Эгейского моря, в Ливии, Италии, Сицилии ей поклонялись, как строгой воинственной благодетельной богине, символизируя в ее нумене физические и этические представления. Двойное имя богини встречается нераздельно лишь у Гомера и Гезиода, причем название П. имеет предикативное значение и является символом потрясающей мощи (????? = потрясаю) божества (ср. имя титана Палласа). Что касается имени Афина, то одни производят его от корня ??? (гореть) и видят в нем символ света, а другие от корня ?? (????? = цветок) и объясняют его в смысле девственной свежести расцвета. От этого последнего имени произошли названия гл. города Аттики ? ?????? (и других 8 городов того же имени) и народа ????????. Афина символизирует собой ясность эфира, небесную силу, управляющую молнией, облаками и светилами, оплодотворяющую поля, порождающую все живое и воспитывающую человечество. Впоследствии Афина стала богиней духовной деятельности, художественной изобретательности и мышления. Космогоническое предание приписывает Афине происхождение из воды, откуда эпитет богини ? ??????????? (????????). Поэтому также многие озера и реки считались местами культа Афины. По другому преданию, Афина возникла из головы Зевса. Зевс женился на дочери Океана ?????; но боясь, что у него родится сын, он проглотил беременную жену. Созревший плод оказался через некоторое время в его голове, откуда с помощью Гефеста (по др. Прометея или Гермеса), который разрубил топором голову рождающего бога, появилась на свет в полном вооружении воинственная богиня при ужасном смятении всей природы. По другой версии предания, Зевс и Гера решили испробовать, можно ли произвести потомство без супружеских объятий: Гера родила Гефеста, Зевс ? Афину. Небесное происхождение Афины доказывается еще из эпитета ? ????????; голубой цвет глаз богини ? символ лунного света, цвета водной поверхности и листов оливы, а богиня Афина ? олицетворение лунного неба, на что указывает ночной праздник факелов в Коринфе в честь Афины ???????. Как лунная богиня, Афина помогает при родах (ср. ?????????). Эпитет ???? (в Аркадии) есть символ мягкой теплоты неба. Особенно богат символическими намеками и воспоминаниями аттический культ Афины, которая чтилась в двух святилищах: в Эрехфее, где стояло деревянное изображение ее (по преданию, упавшее с неба), и в Парфеноне. Первое святилище существовало в глубокой древности и к нему относятся древнейшие воспоминания культа Афины. Здесь росла священная олива, здесь показывали следы борьбы богини с Посейдоном, здесь находились могилы героев и памятники жреческих родов, имевших отношение к ее культу. Афина Эрехтея, ????? ?????, исконная покровительница города; она почиталась здесь наравне с Эрехтеем, древним афинским царем ? автохтоном, который был ее жрецом. Вместо него чаще упоминают Эрихтония. Позднее к этим сказаниям примешались другие, культы других богов соединились с культом Афины (Посейдон); сюда относится сказание о борьбе этого бога с Афиной и о победе последней. Древнейшие обряды и празднества в честь Афины имеют отношение или к земледельческому элементу в сказаниях о ней, или к национально-политическим представлениям, развившимся из ее культа. Из празднеств в честь ее известны: 1) ??????????, справлявшиеся 12-го скирофориона (в конце июня), во время которых шла торжественная процессия из Афин в Фалер; 2) ????????????? ? в конце зимы, при созревании плодов. 3) ????????? ? во время сбора винограда. 4) ??????? ? в мес. пианепсионе (= октябрь), праздник в честь Гефеста и Афины. 5) ??????????? и ????????? в месяце фаргелионе (нач. июня). 6) ????????? (?????????) в мес. скирофорионе (июле). 7) Панафиней аттический праздник, во время которого приносился в храм Афины и надевался на статую ее вновь изготовленный пеплос (см. Панафинеи). Как богиня мужества и воинственности, Афина известна еще в Илиаде. Персей, Беллерофонт, Тидей, Язон, Геракл, Ахилл, Диомед, Одиссей ? ее любимые герои. В противоположность Аресу, божеству безумной отваги, она олицетворяет собой сознательное мужество и храбрость; она подает помощь своим любимцам в минуты крайней опасности и ведет их к победе; поэтому ???? ее постоянная спутница. Как богиня ? женщина с чертами мужественности и храбрости она противополагается Афродите, чисто женственной богине. Она научила Эрихтония укрощать и запрягать коней и помогла Беллерофонту укротить Пегаса (????? ?????????). Она имела близкие отношения к конным ристаниям и морскому делу; так, с ее помощью Данай построил пятидесятивесельное судно для переправы в Грецию, а аргонавты ? корабль ????; деревянный конь, послуживший к разрушению Трои, был построен ей в дар. Позднее в сказания об Афине вошли мифы этического характера и к упомянутым чертам ее божественного характера присоединились новые черты. Она стала богиней мира и благосостояния, освящала браки, помогала при родах, посылала, здоровье людям (????? ??????), отводила болезни и несчастия (?. ??????????, ??????????), покровительствовала размножению семей и родов (?. ???????, ?????????) и содействовала процветанию городов (?. ?????????). Ее именем клялись булевты (?. ???????), ee чтили, как богиню народных собраний (?. ??????), как высшую руководительницу в важных делах (?. ?????????). Отдельные союзы считали ее своей покровительницей: так у беотийцев была ?. ??????, у ахейского союза ?. ????????. Как покровительница женских работ, она известна уже Гомеру, который называет труды женских рук '???? ??????? (сюда относится миф об Арахне). В этом значении она носит эпитет ??????. Позднее ее стали считать своей покровительницей представители разного рода ремесел и искусств: плотники, кузнецы, литейщики, горшечники, кораблестроители и т. д., о чем свидетельствует праздник ???????, установленный в честь ее и Гефеста. Когда стали развиваться изящные искусства, она стала представительницей умственной и художественной деятельности и творчества. Ей приписывают изобретение флейты и военного танца ? пиррихи; под ее покровительством стояли науки и искусства, которые она ведала наравне с музами. В искусстве Афина изображалась обыкновенно воинственной богиней, с копьем, щитом, в шлеме и со статуей Победы; иногда придавался ей атрибут женских работ ? прялка. Фидий первый дал художественный идеал богини. Из многочисленных его произведений известны следующие статуи Афины: 1) хризелефантинная статуя Афины-девы (?. ????????) на Парфеноне, с эгидой, в шлеме, со сфинксом наверху, копьем, щитом, и статуей Ники на правой руке, покоющейся на колонне. 2) Бронзовая колоссальная статуя Афины ????????, стоявшая между Эрехтеем и Парфеноном, со щитом и в шлеме, верхушка которого была видна издали с моря. 3) Бронзовая статуя Лемносской Паллады, прозванной за красоту исполнения ? ?????, без шлема, с женским головным убором, изображавшая богиню мира и духовной деятельности. Во всех этих статуях художник выразил во всей законченности и полноте присущие богине черты: ясность духа, величавое спокойствие и духовную мощь.
Литература. С. О. Muller, "De Minervae Poliadis Sacris et aede in arce Athenarum" (1820); С. F. Hermann, "De Graeca Minerva" (1837); Т. Benizelus, "De Minerva Areia" (1855); Welcker, "Griechische G o tterlehre" (1857?62, 3 т.); Paschke, "De Minerva, qualem Homerus finxerit" (1857); В. Doerdelmann, "Minerva coniuncta cum diis marinis" (1861); F. Hammer, "Qualem Minervam finxerit Homerus" (1861); Bernouilli, "Ueber die Minervenstatuen" (1867); Bock, "Ueber den Mythus d. Pallas Athena" (1872); Kekule, "Die Entstehung der Go tterideale d. Griech.Kunst" (Штутг., 1877); F. A. Voigt, "Beitr age zur My thologie d. Ares u. d. Athena" (1881); С. Bruchmann, "De Apolline et Graeca Minerva deis medicis" (1895); D echarme, "Mythologie de la Grè ce" (П., 1886); Preller, "Griechische Mythologie" (1894, 1 т.); Usener, "G o tternamen" (Бонн, 1896).
Н. О.