[Carl Jonas Love Almquist, 1793–1866] — шведский писатель. Принадлежал к поколению романтиков, но стоял в стороне от них; вся лит-ая деятельность его представляет собою ряд метаний. Одно время А. увлекался «опрощенством» Руссо (см.) , затем был пастором и педагогом; но от этого он вынужден был отказаться вследствие негодования, возбужденного его проповедью свободной, нестесняемой гражданскими и церковными нормами любви (в трактате «Hvad ?r K?rlek» — «Что такое любовь» и повести «Det gar an» — «Ничего себе», 1838). В 40-х гг. примкнул к социализму, выраженному ярко в его «Monografien» [1845] и повестях. Вследствие ложных обвинений в спекуляциях эмигрировал в Америку; умер в Бремене. Все разнообразные виды деятельности А. одинаково связаны с его мировоззрением. А. — ученик Руссо и Сведенборга; этим определены такие черты мировоззрения писателя, как пантеизм, идеи о спаянности вдохновения религиозного и художнического, культ свободной человеческой личности («социальный индивидуализм») и наконец тяготение к «бессознательному». Универсализм проявился и в художественном творчестве А. Лучшее его содание — цикл повестей, поэм и романов
105 «T?rnrosens Bok» (Книга шиповника, 1832–1840), где один и тот же рассказчик передает различные повествования, числом 123. Индивидуализм А. ярко отражается в его поэтике. А. — импрессионист; каждая черточка, каждая деталь действия постигается по мере раскрытия ее перед автором; в его рассказе все действенно и нет ни одного описания, которое не соответствовало бы реальному восприятию окружающего. Будучи прекрасным рассказчиком, А. избегает книжности; его повести как бы ориентируются на слушающего (соответственно этому построено и обрамление «T?rnrosens Bok»). Наконец обычное развитие сюжета часто заменяется его раскрытием перед рассказчиком, постепенно воспринимающим. Наиболее яркий пример — одна из лучших повестей «T?rnrosens Bok» — «Sk?llnora Quar» (Мельница в Шельнуре), где рассказчик, встречаясь с одним из героев и сопутствуя ему, постепенно выясняет детали интриги; пользуясь методами внушения, активно вмешивается в действие и содействует его благополучной развязке, будучи сам лишь случайным прохожим (в таком виде рассказчик и проходит через большинство вещей «T?rnrosens Bok»). Указанные черты личности и творчества А. выясняют достаточно четко его социальную сущность. Это представитель той группы мелкобуржуазной интеллигенции переходного периода (борьбы буржуазии за политическую гегемонию), к-рая не могла примириться с наступающим капитализмом и упадком мелкого собственнического хозяйства; индивидуалистическая по своей сущности, эта группа устремилась к «социализму» во имя «возврата к природе» и создания свободной, гармонической личности. Творчество А. оказало большое влияние на Стриндберга (см.) и шведских неоромантиков (Лагерлёф). Кроме повестей, в «T?rnrosens Bok» особенно выделяются: роман «Drottningens juvelsm?cke» — «Украшение королевы» (история андрогина Тинтамары), трагедии «Ramido, Marinesco» и «Svangrottan p? Yps?r», сказки «Shems-el Nih?r», «Arthurs jagt» (Артурова охота), юмористические рассказы «Ormusd och Ariman», произведения из крестьянской и цыганской жизни (Cingoalla) и др., являющиеся лучшими памятниками романтизма. Библиография: II. Кей Эллен, Любовь и брак, русск. перевод, М., 1907, Ее же, Studier ?fver. Almquist, 1902; История зап. лит-ры XIX-XX вв. под ред. Ф. Д. Батюшкова, кн. II, М., 1914, ст. К. Тиандера; Балтрушайтис Ю., Л. А., предисл. к русск. переводу «Мельницы в Шельнуре», М., 1914; Bergholm A., Sveriges modernaste diktare, 1897; Almquist E., C. L. A., Studier ?fver personligneten, 1914. А. Шабад