герой древней легенды о гордом правителе, передающейся во многих версиях. Бог наказал его за гордыню: послал ангела, к-рый принял вид подлинного А., последний же остался на берегу реки без коня и платья. С этого момента начинаются тяжелые испытания А.: его всюду бьют, смеются над ним, принимают за сумасшедшего, т. к. он выдает себя за правителя. По одной версии, раскаявшийся А. был возвращен богом к власти, по другой — он от нее отрекся и остался с нищими-слепцами, с к-рыми странствовал. Во всех версиях легенды одна и та же идея: гордость, заносчивость и жестокость наказываются. Легенда эта видоизменялась, переходя от одного народа к другому. По мнению одних исследователей первоисточниками легенды служат сказания о царе Давиде и олене или о царе Соломоне и Асмодее. Другие ученые полагают, что эти еврейские сказания
650 являются переработкой более древней индийской легенды (Pantchatantra), занесенной в Персию и оттуда заимствованной евреями. В России легенда эта встречается в «Палее», содержащей толкование ветхозаветных сюжетов и апокрифов (Тихонравов — по списку 1477, Пыпин — по списку 1494), под названием «Сказание о Соломоне и Китоврасе». В новой русской лит-ре этот миф послужил сюжетом для В. Гаршина, написавшего «Сказание о гордом Аггее» (М., 1904), и Л. Н. Толстого («Неизданная пьеса Толстого» в сб. ст. «Толстой и о Толстом», М., 1926). Библиография: Веселовский А. Н., Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине, СПБ., 1872; Warnhagen H., Ein indisches M?rchen auf seiner Wanderung, Berlin, 1882.