Значение слова КАТАР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

КАТАР

katar

"Катар (или джамадхар) относится к толчковым ножам, называемым также тычковыми или ножами кастетного хвата. Само название этого оружия означает «клинок бога смерти» или «язык бога смерти». Встречались они в Китае, Индонезии, в Европе, но наибольшее распространение получили в Индии.

Расцвет «эпохи» катара приходится на 16-18 вв., хотя появились они значительно раньше. Еще в 14 в. арабский путешественник Ибн Баттута так описывал одну из сцен, увиденныхим в Индии: «Жители деревни окружили его, и один из них нанес ему колющий удар с помощью катара. Так называется железное оружие, напоминающее лемех плуга; рука вставляется в него так, что предплечье оказывается защищено; клинок является продолжением руки и имеет в длину два локтя (то есть около 900 мм), и удар этим оружием смертелен». Катар применялся прежде всего для нанесения колющих ударов. Клинок в виде равнобедренного треугольника с достаточно широким основанием обеспечивал высокий поражающий эффект. Такой клинок позволял наносить тяжёлые колотые раны, которые приводили (как минимум!) к быстрой потере крови; такие раны сами не закрывались, да и зажать их рукой было невозможно. Чаще всего клинок катара имел форму равнобедренного треугольника, хотя встречаются катары с другими формами клинка и даже с несколькими клинками.

Длина клинка может варьироваться в широких пределах от 10 сантиметров до метра и более.

Как правило, сечение клинка ромбовидное, характерное для колющего оружия. От основания клинка отходят две пластины (реже два стержня), идущие вдоль предплечья. Они либо параллельны, либо расходятся под небольшим углом. На определённом расстоянии от клинка эти пластины соединены двумя поперечинами, играющими роль рукояти. Боковины выполняли несколько функций. Во-первых, они в определенной степени защищали запястье и могли использоваться для парирования оружия противника. Во-вторых, в сочетании с наручем или другим защитным снаряжением они образовывали конструкцию наподобие шины, накладываемой на руку при переломе, тем самым дополнительно ограничивая подвижность запястья и делая связку рука-оружие более жесткой. Катар удерживается не силой сжатия пальцев, как в случае оружия с традиционной рукоятью: пальцы запирают рукоять в кулаке, образуя жесткую механическую конструкцию. Надежность удержания катара не уменьшится, даже если рука и рукоять будут влажными.

По сравнению с обычной рукоятью амортизация в лучезапястном суставе будет значительно меньше, что обусловлено как ограничением его подвижности, так и направлением восприятия нагрузки. Клинок сонаправлен с предплечьем, что обеспечивает максимальное вложение силы в колющий удар. Рукоять фактически опирается на основание ладони. Это особенно важно при попадании удара в твердую цель (доспех или кость), так как позволяет практически безболезненно и абсолютно надежно амортизировать отдачу. В случае кинжала с обычной рукоятью сила противодействия ложится в основном на достаточно слабые мышцы и кости пальцев. Рукоять, образованная двумя поперечинами, наиболее распространена, хотя на некоторых образцах встречаются рукояти и из большего количества поперечин. Такая конструкция решает одну из основных проблем, возникающих при удержании толчковых ножей, а именно: проворачивание рукояти в кулаке под воздействием силы, направленной на плоскость клинка. В редких образцах катара с рукоятью в виде одной поперечины данная задача решается с помощью крупного утолщения (в форме пластины), размещенного в середине рукояти.

Кроме того, рукоять подобных конструкций обычно имеет в сечениине не круг, а овал. Специфические утолщения в середине рукояти напоминают традиционные непальские ножи кхукри. Данное утолщение служит для предотвращения продольного перемещения руки по рукояти. Изредка встречаются катары, изготовленные на юге Индии, рукояти которых рассчитаны на обмотку веревкой, однако большинство образцов не требуют такой «доработки». Известно, что иногда перед боем катар привязывали к руке. В коллекциях индийских музеев есть катары со специальными ремешками для пристегивания к руке, а также катары с отверстиями в рукояти для пропускания веревки.

Привязывание служило не только символом боя до смерти или победы, но и неплохим методом профилактики утраты оружия в затяжном бою: надежность удержания катара, привязанного к руке, практически независит от степени усталости воина. Возможность нанесения мощного удара, в том числе по твердой цели, обусловила тот факт, что многие образцы катаров выполнены как оружие для пробивания кольчуги. Такие «бронебойные» катары имеют характерное утолщение клинка вблизи острия, обеспечивающее дополнительное упрочнение этого наиболее нагруженного при уколе участка.

Как уже отмечалось, конструктивные особенности катара определяют его поражающие свойства в колющем ударе. Однако рубящие и секущие атаки им малоэффективны. Некоторые разновидности катара создавались с очевидным намерением компенсировать этот недостаток, например катар с изогнутым клинком.

Такая конструкция, безусловно, повышает режущие свойства оружия, но в результате ухода острия с оси клинка происходит значительная потеря эффективности колющего удара. Другой вариант предусматривает использование клинка с особой геометрией режущей кромки. Некоторые катары имеют волнообразную режущую кромку наподобие европейского фламберга или малайского криса.

Другие - клинок с двойным изгибом, своей формой напоминающие ятаган или традиционный индийский кинжал «бичва». Встречаются также катары, режущая кромка которых состоит из совокупности заточенных полукруглых выемок, поразительно напоминающая серрейторную заточку современных ножей.

Представляет интерес раскрывающийся катар «джамадхар селикани», что означает «имеющий три клинка». Особенностью конструкции данного типа является специальный механизм, приводимый в действие путем сжимания поперечин, образующих рукоять.

Механизм раскрывает клинок на две половинки, которые расходятся под углом как ножницы, поэтому в англоязычной литературе такая конструкция получила название«катар-ножницы» (scissors-katar). При этом открывается третий клинок, для которого полые половинки основного клинка в сложенном положении являются ножнами.

Причем существует этот вид далеко не в единичном экземпляре. Центральный клинок обычно слишком короткий для того, чтобы его можно было использовать. Половинки основного клинка имеют слишком большую толщину вследствие того, что должны в сложенном положении вмещать в себя центральный клинок. В результате такой складной катар практически непригоден для нанесения колющих ударов. Четких исторических свидетельств, описывающих метод использования такого катара, нет. Одна из гипотез (высказываемаяи в отечественной, и в зарубежной литературе) заключается в том, что такой катар раскрывали внутри тела противника, значительно увеличивая поражающий эффект. Верится в такое с трудом потому, что усилие, необходимое для раскрывания катара, весьма значительно. Нетрудно представить, насколько оно возрастет, если катар будет погружён в тело человека. Более того, механизм катара имеет возвратную пружину, складывающую половинки клинка, как только давление на рукоять будет убрано.

Другая гипотеза выглядит более убедительной. Согласно ей, «джамадхар селикани» представляет собой аналог европейского раскрывающегося кинжала «дага шпрингклинге». Такой кинжал держат в левой руке и в нужный момент, раскрывая его, превращают в ловушку для вражеского клинка. Безусловно, речь не идет о том, чтобы сломать клинок противника или вырвать оружие из рук. Такая ловушка предназначена прежде всего для того, чтобы задержать возврат клинка противника, создавая благоприятный моментдля атаки основным оружием, находящимся в правой руке.

В рукописи Абул Фазл Аллами упоминаются катары с несколькими остриями, рассчитанными на максимальное повреждение при нанесении удара.

Значительное количество подобных образцов, представленных в различных коллекциях, говорит о том, что данная конструкция была достаточно распространенной. В литературе описана еще одна разновидность катара с тремя клинками. Это оружие представляет собой собственно катар и два кинжала, удерживаемых прямым и обратным хватами. Основной клинок имеет традиционную треугольную форму, а два боковых напоминают индийские кинжалы бичва и направлены практически перпендикулярно основному.

В 1617 вв. в Танжоре, Майсоре и ряде других округов на юге Индии получили распространение катары с дополнительным щитком для защиты кисти, сжимающей рукоять. Они известны под названием «бэраджамдэда», то есть «приносящий смерть».

Щиток зачастую имел форму кобры с раздутым капюшоном.Иногда щиток был покрыт ажурными отверстиями наподобие гард португальских рапир. Обычно такой катар применялся в качестве основного оружия в сочетании с защитной рукавицей или доспехом, прикрывающим руку от кисти до локтя; в левой при этом держали круглый щит. Многие эксперты придерживаются мнения, что именно такие катары с длинным клинком и развитой защитой кисти явились промежуточным звеном эволюции катара в меч «пата».

Многие катары в 16 в. изготавливались как монолитные конструкции, в которых клинок и рукоять составляют одно целое

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.