Значение слова ЭРИНИИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ЭРИНИИ

В греческой мифологии богини мести, рождённые Геей, впитавшей кровь оскоплённого Урана (Неs. Theog. 184—186). На хтонизм Эринии указывает также другой миф о рождении их от Ночи и Эреба (Aeschyl. Eum. 69, 321 след.). Эринии три: Алекто, Тисифона, Мегера (Apollod, I 1, 4). Они обитают в царстве Аида и Персефоны (Verg. Aen. VI 280, VII 563 — 571), появляясь на земле, чтобы возбудить месть, безумие, злобу. Эринии Алекто, напоённая ядом горгоны, вливает злобу в сердце царицы латинов Аматы, проникает в её грудь в виде змеи и делает её безумной (VII 341 — 384). В образе страшной старухи Алекто возбуждает к бою Турна - вождя рутулов (VIII 416—474) и вызывает кровопролитие (VII 475 — 545). Вид Эриний отвратителен: это старухи с развевающимися змеями вместо волос, с зажжёнными факелами в руках. Из их пасти каплет кровь. Эринии — хтонические божества, охранительницы материнского права. Они преследуют Ореста за убийство матери и спорят с Афиной и Аполлоном, защитниками Ореста. Эсхил в «Эвменидах» изображает безумие охваченного Эриниями Ореста, суд в ареопаге и примирение Эриний с новыми богами, после чего Эринии получают имя эвмениды («благомыслящие»), тем самым меняя свою злобную сущность (от греч. "быть безумным") на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об Эриниях как «блюстительницах правды», ибо без их воли даже «солнце не преступит своей меры» (В 94D). Образ Эриний прошёл путь от хтонических божеств, охраняющих права мёртвых, до устроительниц космического порядка. С Эриниями отождествляются римские фурии («безумные», «яростные»).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.