Значение слова ПРОТЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ПРОТЕЙ

В греческой мифологии морское божество. Как сын Посейдона (Apollod. II 5. 9) Протей наделён всеми традиционными чертами морских богов (ср. Главк, Иерей, Фок): старостью, обилием детей (протидов) или подопечных (тюленей), способностью принимать облик различных существ и много-знанием; он — пастух тюленьих стад (Verg. Georg. IV 387; Ovid. Amor. II 15, 10). Как сын Египта (Apollod. II 1, 5) и супруг Псаматы (Eur. Hel. 6) Протей царствует в Мемфисе; Геродот (II 112; 116 — 118) считает имя Протей титулом «па-рути» ("фараон"). Протей скрывает свой пророческий дар от всякого, кто не сумеет поймать его истинный облик. У Протея в Египте находилась настоящая Елена (в то время как Парису достался только ее призрак, поскольку Зевс или Гера подменили подлинную Елену; Lycophr. 112; Eur. Hel. 1 — 20; Herodot. II 112 —121). После падения Трои Протей рассказывает Менелаю о судьбе греческого войска; Meнелай добился этого с помощью дочери (или жены) Протей — Эйдотеи (Hom. Od. IV 387; или Эйдо, Aeschyl. frg. 212), предупредившей, что, хотя Протей и будет превращаться в разных зверей (льва, пантеру, змею, быка, кабана, птицу и обезьяну), потом в огонь, воду и дерево, его нужно держать до тех пор, пока он не остановится на собственном облике — сонливого старичка (Philostr. Imag. II 17, 10). Эпизод «Одиссеи» (IV 351—424) уже в античности стал объектом аллегорических толкований: стоики (Schol. Hom. Od. IV 384) видели в Протеи аллегорию материи (ср. « Протей , или Материя» Ф. Бэкона), оформляемой Эйдотеей (букв, «богиня формы»).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.