1) сын царя эдонов во Фракии, воспротивившийся введению культа Диониса. В " Илиаде" (хотя и не причисляющей Диониса к сонму олимпийских богов) сообщается, что Ликург , прогнавший со своей земли младенца Диониса вместе с кормилицами, был в наказание за это ослеплён Зевсом (Ноm. II. VI 130—140). В поздних источниках, восходящих, вероятно, к не сохранившимся афинским трагедиям 5 в. до н. э., сюжет столкновения Ликурга с Дионисом носит гораздо более трагический характер. У Эсхила (в первой части трилогии «Ликургия») изображалась, судя по фрагментам, встреча Ликурга с Дионисом в тот момент, когда бог и сопровождавшие его вакханки вторглись во Фракию; Ликург отказывался признать бога в женоподобном юноше Дионисе и приказывал взять его вместе со спутницами под стражу в одном из покоев своего дворца. Вскоре, однако, дворец задрожал, как при землетрясении, и пленённый бог легко его покинул. По Аполлодору (III, 5, 1), Дионис в отместку за непризнание наслал на Ликурга безумие: полагая, что он обрубает виноградную лозу, Ликург убил топором своего сына Дрианта и изуродовал его тело, после чего к Ликургу вернулся рассудок. Однако земля, осквернённая пролитием родственной крови, перестала плодоносить и единственным средством вернуть ей плодородие было, по указанию богов, убийство Ликурга . Эдоны отвели его на гору Пангей и связали; по желанию Диониса Ликург был брошен на растерзание лошадям. Миф о Ликурге , как и миф о Пенфее, отражает то серьёзное сопротивление, которое встречал культ Диониса при распространении на различных территориях Греции;
2) царь Немей, которому пираты продали Гипсипилу (Apollod. III 6, 4).