(«пустынный демон», от [p]араб.гул, «чудовище-демон» и [p]перс.ябан, «пустыня») в мифологиях турок, азербайджанцев (также гуляйбаны, биабан-гули), киргизов (гульбиябан), таджиков (гул, гул евони) низший дух. Образ восходит к мусульманскому гул. У турок и азербайджанцев Г.-я. - злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. По поверьям азербайджанцев, имеет черты оборотня, по ночам любит ездить на лошади, запутывает ей гриву, если его поймать и воткнуть в ворот его одежды иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека, но будет делать все наоборот. В западных районах Азербайджана Г. нередко отождествляли с вредоносным духом воды ардов. У киргизов Восточного Памира и таджиков считалось, что он обитает в пустынных местах (у таджиков - в горных лесах), человекоподобен, отличается крупными размерами и неприятным запахом, покрыт серой (черной) шерстью, имеет вывернутые назад ступни (вариант: когти на ногах и руках). Являясь людям, он разговаривает с ними человеческим голосом, нередко предлагает бороться, но одолеть его могут только физически сильные люди.Лит.: Гордлевский В. А., Избр. соч., т. 3, М., 1962, с. 301-02; Розенфельд А.З., О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (в связи с легендой о «снежном человеке»), «Советская этнография», 1959, № 4; Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, I960, с. 217-18. В. Н. Басилов.
Значение слова ГЮЛЬ-ЯБАНИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое ГЮЛЬ-ЯБАНИ
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012