(др.-инд. guna, «качество», «свойство») в мифологических представлениях и религиозно-философских воззрениях древних индийцев обозначение трех состояний, свойств, сил, присущих природной субстанции (пракрити) как источнику всех проявленных и непроявленных объектов. Это: сатва - уравновешенное, гармоничное, благое начало, раджас - подвижное, страстное, деятельное, и тамас - косное, инертное, темное. Г. связаны с осознанием сущности вещи, добром, счастьем (сатва), с возбуждением, удовольствием, беспокойством (раджас) и с инерцией, апатией, ведущей к невежеству (тамас); их соответствующие результаты: удовлетворение, страдание, леность. Г. фигурируют уже в ведийской литературе, где выступают как в связи с мифологизированными натурфилософскими построениями (они соотносятся сообразно с водой, огнем и землей, с белым, красным и черным цветами), так и в контексте определенных этико-религиозных предписаний (Майтри-уп. III 5 и др.). Последнее получает развитие в Бхагавад-гите (XIV), где воздействие Г. определяет добродетели, пороки и посмертные судьбы людей. Наиболее последовательную разработку учение о Г. получило в философской системе санкхья.Лит.: Sеnагt E., La th?orie des gunas et la Chandogya upanisad, в кн.: ?tudes Asiatiques, t. 2, P., 1926, p. 285-92; Ramakrishna Raо К. В., The gunas of prakrti according to the Simkhya philosophy, «Philosophy East and West», 1963, v. 13, № 1, p. 61-71. в. т.
Значение слова ГУНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое ГУНА
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012