(санскр. guna = род, свойство, более высокая степень) ? термин индийских грамматиков, означающий известное отношение между гласными звуками двух различных видов одного и того же корня. Так, от корня cit (замечать, понимать, знать) Г. будет cet и т. д. Под Г. разумелась, таким образом, первая полная или сильная степень вокализма у известного корня (см. Индоевропейский вокализм), или, как выражались прежде, первая степень "подъема" гласного. Индийские грамматики и следовавшие за ними европейские санскритисты и сравнительные грамматики обыкновенно производили Г. из слабой степени вокализма, объясняя процесс чисто механически: приставкой краткого а к гласному корня спереди. Таким образом, если в корне был гласный i или u , то Г. от него будет аi = е или аu = о и т. д. Из Г. уже выводилась вторая сильная степень вокализма, так называемое врддхи (vrddhi = рост, увеличение, самая высокая степень), опять путем механического присоединения краткого а спереди к гласному гунированного корня. Эти отношения, выработанные в санскритской грамматике, были применяемы и к объяснению аналогичных фактов в других индоевропейских языках (Боппом, Шлейхером, Курциусом и др.). Современная теория индоевропейского вокализма, получившая свое начало в конце семидесятых годов и окончательную разработку в первой половине 80-х, смотрит на эти отношения с диаметрально противоположной точки зрения. То, что считалось раньше за первый подъем или усиление гласного ? Г., считается теперь за основной вид корня, из которого путем ослабления (при отсутствии ударения на корневом гласном) получается низкая степень вокализма, принимавшаяся прежде за основной вид корня. См . De Saussure, "Memoire sur le système primitif des voyelles dans les langues indo-europeennes" (Лпц., 1879); Brugmann, "Grundriss der vergleichenden Grammatik der indogermanischen Sprachen" (т. I, Страсбург, 1886). Аналогичные отношения старославянского вокализма представлены Н. Крушевским: "К вопросу о гуне" (Варшава, 1881).
С. Булич.