(др.-инд. V?yu, ообств. «ветер», «воздух») в ведийской и индуистской мифологии бог ветра. В. тесно связан с Вата. Ему посвящен целиком один гимн в «Ригведе»; в нескольких гимнах он славится вместе с Индрой. В. более индивидуализирован, чем Вата, хотя и его характеристики довольно неопределенны (у него приятная внешность, он тысячеглаз, быстр, как мысль, касается неба и т. д.). В. рожден двумя мирами (РВ VII 90, 3), заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2), появляется утром; у него сияющая колесница и множество коней (99, 100, 1000), иногда - быков; с ним в колеснице - сам Индра. В. щедр, благосклонен, у него богатства, которые он дарит, он награждает жертвователя сыном, дает потомство, имущество, коней, быков, славу, предоставляет убежище, рассеивает врагов. Помимо связи с Индрой и с марутами, которых В. родил (I 134, 4), подчеркивается связь с сомой: В. имеет право (иногда наряду с Индрой) на первый глоток сомы; сома приятен ему, течет навстречу и т. д. Однажды упоминается, что В. - муж дочери Тваштара (VIII 26, 21-22). К В. обращаются одновременно с Индрой и Парджаньей, ему приносят в жертву животное белой масти (Майтр.-самх. II 5, 1). В. - жизненное дыхание (рг?n?, РВ I 184, 31-32) и сам возник из дыхания Пуруши (X 90, 13).В послеведийский период образ В. становится более определенным (ср. Вишнудхарма-пур. LVIII 1-6: антропоморфное изображение), он входит в ряд сюжетов. Так, в «Рамаяне» (I 1, 17, 35) В. влюбляется в дочерей Кушанабхи и, оказавшись отвергнутым, проклинает их; там же (IV 1, 32; V 2. 17-22; V 3, 27-34) В. выступает как отец Ханумана и Сампатина (в «Махабхарате» он отец Бхимы). В «Бхагавата-пуране» В. по просьбе мудреца Нарады разрушает вершину горы Меру, которая падает в море, давая начало острову Ланка. В ряде случаев В. сопровождает Индру в битвах; в мифе о победе над Вритрой в версии «Шатапатха-брахманы» (IV) боги посылают на разведку В. В сказании о соперничестве Вишвамитры и Васиштхи из-за коровы Сурабхи (Рам. I) Индра посылает В. и Каму помочь апсаре Менаке. Иногда В. выступает как даритель: Карттикее (см. СКАНДА ) он дает колесницу (сказание о Сканде - «Матсья-пурана»), Кали - уши, лук и стрелы («Маркандейя-пурана»). Существенно превращение В. в одного из хранителей мира (см. ЛОКАПАЛЫ ), в его власть был отдан северо-запад, его животным (вахана) стал олень («Матсья-пурана»). В «Вишну-пуране» упоминается, что В. входит в группу васу. В упанишадах В. нередко появляется в списках и при классификациях. Ближайшее мифологическое соответствие В. - авестийское Вайю.Лит.: Wikander S.. Vayu, Uppsala - Lpz., 1941. В. н . Топоров.
Значение слова ВАЮ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое ВАЮ
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012