Значение слова ВАТА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ВАТА

(др.-инд. V?ta, собств. «ветер») в ведийской мифологии божество ветра. В. тесно связано с Ваю, на основании чего иногда объединяют эти два имени в единый мифологический образ. Тем не менее характеристики этих двух персонажей заметно различаются, в силу чего их целесообразно рассматривать по отдельности. В. - менее индивидуализированная и неантропоморфная форма божества; в ряде случаев В. - обожествленная сила ветра. В «Ригведе» ему посвящено два небольших гимна (X 168; 186). В. узнают не по его образу, а по свисту, зазыванию. Его колесница, запряженная конями (их запрягает Индра, Х 22,4-5), мчится, все сокрушая, грохоча, порождая красноватые отблески, вздымая пыль, по земле и по воздуху. За В. следуют вихри. В. - перворожденный, он - дитя мира, друг вод, дыхание богов, подчинен космическому порядку. Он никогда не отдыхает, с ним на его колеснице всегда находится бог - царь всего мира. Помимо Индры В. связан с богом грозовой тучи и дождя Парджаньей (ср. Х 66,9; 66, 10). Отсюда и связь В. с дождем (VII 40,6), бурей, грозой (IV 17,12; V 83,4; X 168, 1-2). Вместе с тем В. приносит исцеление и долголетие (X 186). В послеведийский период роль В. становится менее существенной и нередко Ваю выступает как замена В. Имя В. как обожествленного ветра восходит к индоевропейской эпохе; ср. иранские параллели (особенно зороастрийское Vata или Oado на монетах эпохи Канишки, правителя Кушанского царства) или персонифицированный образ Ветра в славянской мифологии.Лит.: Wikаnder S., Vayu, Uppsala-Lpz., 1941. В. н. Топоров.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.