Значение слова ВАМАРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ВАМАРА

Вамала, мифологический персонаж бантуязычных народов Межозерья (живущих в Уганде и др.). В., глава пантеона богов, принимает участие в сотворении мира, поручая подчиненным ему божествам те или иные области созидания (ср. ОЛОРУН ). Ирунгу, божество охоты, создал по приказанию В. горы, леса и некоторых животных; Казоба («солнце») - солнце, луну и свет; Ханги - звезды и небосвод; Мугаша - воду, ветер, банановое дерево; Ругаба - людей и скот.Вокруг имени В. циклизуется также множество более поздних мифологических легенд и преданий о происхождении социальных и культовых институтов. В них В. - царь, наделенный магической силой. Согласно одному из вариантов мифа, В. жил в стране Бвера и управлял народами (банья) нколе, карагве и частью южных ганда; своим подданным он дал коров, помогал платить брачный выкуп. Благодаря магическим способностям, В. вызывал дождь, посылал женщинам детей, избавлял скот от болезней и др.С именем В. связывают возникновение культа бачвези - душ умерших знатных людей. Согласно мифу, В., Мугаша и Ирунгу, заблудившись, попали в страну царя Кинту, который оказал им гостеприимство. Покидая страну, Мугаша унес с собой семена всех полезных растений. Впоследствии вместе с женой он стал возделывать землю. В. и его спутники получили от Кинту коров и коз и трех сопровождающих - двух мужчин и одну молодую девушку, которых по прибытии домой В. должен был отослать обратно. Вернувшись домой, В. велел подоить свою корову Китаре и дал попробовать молока своему народу. С тех пор люди стали пить коровье молоко и делать из него масло. В. предупредил о том, что, если Китаре умрет, умрет и он. В. поручил пасти стадо своему брату Лиангомбе (Риангомбе). Но В. забыл отослать Кинту тех, кто его сопровождал. Через своего посыльного Руфу (смерть) Кинту потребовал вернуть ему не только людей, но и все, что он дал В. Тот отказался выполнить это требование. Руфу прибег к хитрости, и Китаре исчезла. Узнав об этом, В. решил покончить с собой, и придворные не смогли его отговорить. Царь перенес в могилу все из своего дома и бросился туда сам. После смерти В. стал господином бачвези.Лит.: Gory Н. and Hartnoll М. M. Customary law of the Haya Tribe, L., 1945; Gorju J., Entre le Victoria, 1'Albert et 1'Edouard. Ethnographie de la partie anglaise du Vicariat de l'Uganda, Rennes. 1920. E. С. Котляр.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.