(санскр.vairocana, «сияющий») в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны один из будд. Культ В. возник, по-видимому, в середине 1 тыс. н. э. В «Гандавьюха-сутре» В. изображается сияющим, как солнце, свет которого проникает во все уголки в бесконечном пространстве. В «Махавайрочана-сутре» (7 в.) В. занимает первое место среди будд. В ваджраяне В. - одни из пяти т. н. дхьяни-будд или татхагат, глава семьи ваджры (см. БУДДА ). В мандале .дхьяни-будд В. находится или в центре, или на Востоке, он белого цвета и держит в руке дхармачакру («колесо учения»). Его праджней (женским соответствием) является Ваджрад-хатешвари, и из него эманирует бодхисатва Самантабхадра. Земным проявлением В. считают бывшего будду Кракучханду. Культ В. очень популярен в Китае и в Японии, где В. считается и ади-буддой. л. М.
Значение слова ВАЙРОЧАНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое ВАЙРОЧАНА
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012