(др.-инд. brahman, п., также brahman, m[/p], сопоставимо с индо-европ. bhelg'h-, «вздуваться», «вспухать»; ср.авест. bar?sman-, санскр.barhis, «связка травы», «подстилка для жертвоприношения»; отсюда, видимо, идея основания, опоры) В ведийских текстах встречаются обе формы (brahman, п., brahman, т.), которые соответственно могут быть сведены к следующим основным значениям: 1) высшая объективная реальность, абсолют, творческое начало, в котором все возникает, существует и прекращает существование. Как и атман, Б. недоступен словесному описанию и часто (напр., в упанишадах) характеризуется негативно, набором отрицательных определений или сочетанием противоположных признаков. Его тождество с атманом - кардинальное положение индуизма; 2) верховный бог, творец, проявление первого (см. БРАХМА ). Оба указанные значения играют определяющую роль, с одной стороны, в этико-философских течениях индийской мысли (веданта), с другой - в религиозной жизни, мифологии, ритуале различных течений индуизма. При этом они не всегда четко разграничивались и способны были совмещаться в представлении индуистов. Слово «Б.» играет первостепенную роль в индуистской лексике - ср. Б. в значении «молитва», «молитвенная формула», обозначение вселенной как «яйца Б.» (брахманда), небесного мира как «мира Б.» (брахмалока); использование соответствующего корня для обозначения известной категории жрецов, варны Б., определенных текстов (брахманы - комментарии к ведийским гимнам) и их частей и т. д.Лит.: Топоров В. Н., О брахмане. К истокам концепции, в сб.: Проблемы истории языков и культуры народов Индии, М., 1974, с. 20-74; Charpentier J., Brahman. Eine Sprachwissenschaftlich - exegetisch - religionsgeschichtliche Untersuchung, 1-2, Uppsala, 1932; Renou L., Sur la notion de Brahman. «Journal Aalatique», 1949, t. 237, p. 7-46; Thieme P., Brahman, «Zeitschrift der Deutschen Morgenl?ndischen Gesellschaft. 1952, Bd 102, S. 91-129. В. Н. Топоров.
Значение слова БРАХМАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое БРАХМАН
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012