Значение слова АТХАРВАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АТХАРВАН

(др.-инд. atharvan) в древнеиндийской мифологии жрец, первым добывший трением огонь - Агни и установивший жертвоприношение; с помощью жертвоприношения А. пролагает пути, на которых рождается солнце (РВ I 83, 5). А. подносит чашу сомы Индре (АВ XVIII 3, 54); Индра же, как и Трита, Дадхьянч и Матаришван - помощники А. Варуна дает А. чудесную корову (V 11; VII 104). А. - друг богов и живет на небесах (IV 1, 7); иногда о нем говорят как о древнем учителе (Шат.-бр. XIV 5, 5, 22; 7, 3, 28). Позднее А. считают старшим сыном Брахмы (который открывает сыну божественное знание), связывают с Праджапати, отождествляют с Ангирасом', ему же приписывают авторство «Атхарваведы». В Древней Индии именем А. обозначали особую категорию ведийских жрецов, ведавших при жертвоприношениях огнем и сомой, считалось, что они - потомки А. Иногда А. обозначает в Индии жреца вообще. Жрецы-А. известны и в древнеиранской традиции (ср. авест. атраван, a?travan, от а?аr, «огонь»). в. т.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.