Значение слова БРИХАСПАТИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БРИХАСПАТИ

или Брахманаспати \[ др.-инд. B?hasp?ti, Brahmanaspati, «господин брахмана (молитвы)» \], в ведийской и индуистской мифологии божество молитвы и жертвоприношения. Иногда оба этих имени чередуются (РВ II 23); в поздних частях «Ригведы» второе имя употребляется реже. Всего В. посвящено в «Ригведе» 11 гимнов и еще два гимна - Б. вместе с Индрой. Оба имени Б. упоминаются в «Ригведе» около 170 раз. Б. золотого цвета, ярок и чист; у него семь уст и семь лучей (РВ IV 50, 4), 100 крыльев (VII 97, 7), прекрасный язык, ясный голос. В его распоряжении дубина грома, лук, стрелы, золотой топорик, железный топор, изостренный Тваштаром, колесница закона (rta-); Б. поражает демонов, разрушает загоны для коров, находит свет (II 23, 3). Он заполняет воздушное пространство, приносит солнце и разгоняет тьму громом, освобождает от узости хаоса, раскалывает скалы, приготавливает хорошие пути, несет все формы (Тваштар создал его как основу всех существ, II 23, 7), дарует богатство и сыновей, щедр к жертвователям и певцам, непримирим к лжи и врагам, защищает быков. Он силен и победоносен, друг Индры и марутов, подобен Агни (V 43, 12; VI 97, 6); он - предводитель хора. Б. перворожден от великого света на высочайшем из небес, он отпрыск двух миров - неба и земли (VII 97, 8) и одновременно рожден Тваштаром (II 23, 17); он сотворил из ничего богов (X 72, 2). Покровитель жертвоприношения, Б. изображается как божественный жрец (пурохита или брахман); ему принадлежат поэтические размеры (иногда он - господин брихати, одного из поэтических размеров, и даже отождествляется с «Ригведой» в целом), и он сам поет гимны богам. Его нередко называют Вачаспати - «господин речи» (ср. «Брихаспати речи», Тайтт.-самх. I 8, Ю). Громкий голос, а в битвах даже рев характеризуют Б.Развитие образа Б. далее пошло по двум направлениям: с одной стороны, Б. - Атхарван, отец богов, создатель всего (АВ IV 1, 7), священная сила богов (Тайтт.-самх. I 5, 4) и даже высший принцип (РВ Х 71), причем он нередко отождествляется с брахманом («Шатапатха-брахмана», «Айтарейя-брахмана», «Тайттирия-самхита» и др.); с другой стороны, в эпосе и пуранах Б. - жрец и наставник богов, предводитель семи риши из рода Ангираса; он правит планетой Юпитер, которая называется тем же именем. Уже в «Ригведе» Б.. участвует в мифе о похищении Валой коров и нахождении их в скале, которую Б. проломил своим ревом; после этого Б. находит Ушас и Агни, сотворяет солнце (VI 50; Х 67, 4-5); он же создает ангирасов, вернувших коров, украденных Пани (РВ II 24, 6). Позже Б. появляется в сюжете похищения Сомой жены Б. Тары, войны богов с асурами и возвращения Тары к мужу (Вишну-пур. IV); в сюжете жертвоприношения Дакши, где Б. успокаивает разъяренного Рудру.Во многих сюжетах Б. выступает как наставник богов, он предсказывает богам, что Гаруда похитит амриту, дает советы Индре, его жене Шачи (в сказании о Нахуше, где Б. - посредник между Шачи и богами), обучает Карттикею (в сказании о рождении Сканды) и т. д. Эпизодические роли играет В. в сказаниях о царе Марутте, о разрушении богами крепости асур Трипуры, о Яяти и др. Б. - божество, возникшее на индийской почве, хотя сам образ соответствующей молитвы-ритуала имеет параллель в древне-иранской традиции.Лит.: Strauss О., Brhaspati im Veda, Lpz., 1905; Shende N. J., Brhaspati in the Vedic and Epic literature, «Bulletin of the Deccan College Research Institute.. 1947, v. 8, p. 225-51; Renou L., Sur la notion de Brahman, «Journal Asiatique», 1949, v. 237, p. 7-46; Rosu A., Vacaspati, «Mitteilungen des Instltuts fur Orientforschung., 1959, v. 7; Schmidt Н., Brhaspati und Indra, Wiesbaden, 1968; Bhattachагji S., The Indian theogony, Саmb., 1970, p. 317-20. в. Н. Топоров.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.