(санскр.?tman) одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма.В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), - как обозначение субъективного психического начала, индивидуального бытия, «души», понимаемых и в личном, и в универсальном планах. В последнем значении А. выступает в индуистской мифологии и философии всеобщей основой и первопричиной, пронизывая все сущее; он непостижим и не имеет каких-либо конкретных характеристик (потому его обычное представление: не это, не это). С мифологизированным понятием А. связано также обозначение высшей духовной сущности: адхьятман (букв. «относящийся к себе, к А.»). Как субъективное индивидуальное начало, А. выступает в соотношении с объективной первичной реальностью - брахманом; должное их почитание и постижение их тождества, т. e. идентичности субъективного и объективного начал (напр., Брихад.-уп. I 4, 10; Тайтт.-уп. I 5, 17 и др.), составляет одну из основных заповедей индуизма, до настоящего времени определяющую характер ряда связанных с ним этико-философских течений (в частности, веданты).Лит.: Narahari Н. G., Atman in pre-Upanisadic Vedic literature, Madras, 1944; A 1-George S., Le mythe de 1'atman et la genese de I'abeolu dans la pens?e indienne, «Revue des ?tudes indo-europ?ens», 1947, t. 4, fasc. 1-2, p. 227-46.
Значение слова АТМАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АТМАН
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012