(санскрит. Рr ânâ ? ветер, дыхание, жизнь) ? "дыхание жизни". В индийской философии этим термином обозначается живое, жизненное начало в теле человека, т. е. душа. В этом значении данный термин употребляется уже в Ригведе. В Атхарва-веде П. является олицетворенной; к ней обращен особый гимн. Душа называется также amман , пуруша. В пантеистических рассуждениях упанишад все эти термины отличаются друг от друга. Живое начало в человеке, называемое атман , тождественно с тем, которое оживляет природу. Человеку это живое начало кажется праной , т. е дыханием, воздухом или материей еще более тонкой, чем воздух ? эфиром. Но атман является и маленьким существом, гомункулусом пуруша , сидящим в сердце, откуда он управляет всеми жизненными силами (см. Пуруша). Итак, П. ? синоним души, потому что признаком ее в человеке служит дыхание ; пуруша обращает внимание на другой признак жизни ? биение сердца; атман является основным, общим и отвлеченным живым началом, великим я сам , в котором сливаются объект и субъект, душа и Бог или вселенная. 2) П. есть также мера времени, равная одному дыханию. Шесть таких П. составляют одну викала (vikâla).
С . Б?ч.