Значение слова ГАЙОМАРТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ГАЙОМАРТ

Гайа Мартан (авест., «живой смертный»), в иранской мифологии родоначальник человечества, первый смертный, иногда первый праведник, к которому были обращены слова Ахурамазды; Г. заменил в «Младшей Авесте» другого иранского первопредка человечества Йиму. Образ Г. восходит к эпохе индо-иранской общности: аналогичная ему фигура в ведийской мифологии-Мартанда. Окончательное сложение образа Г. происходило относительно поздно, что видно из «Фарвардин-яшта» (XIII 87), где в рамках единого повествования механически совмещены три родоначальника человечества: Г., полностью мифологизированный Заратуштра и Иима.Г. был первой жертвой Ангро-Майнью, создавшего таким образом смерть в мире. Прародителями Г. и, следовательно, всего человечества были небо и земля; позднее, в пехлевийское время, ими считались Ормазд (пехл. наименование Ахурамазды) и богиня земли Спандармат. Спандармат иногда («Яшт» XIX 16) считалась дочерью Ахурамазды, поэтому их союз должен был восприниматься идеальным прототипом священного кровосмесительного бракосочетания в ранне-эороастрийской традиции. Этот мотив мирообразующего инцеста твердо восстанавливается на индоиранском уровне по его многочисленным отражениям в «Ригведе» и «Брахманах» и с большой вероятностью на индоевропейском (см. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ ), с привлечением древнеславянской мифологии (см. КУПАЛА . См. также КАЮМАРС ).Лит.: Hartman S. S., Gay?mart. Etude sur le syncretisme dans 1'ancien Iran, Uppsala. 1953; Hoffmann K., M?rt?nda und Gay?mart, "M?nchner Studien f?r Sprachwissenschaft". 1967, Н. 11. Л. А. Лелеков.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.