Значение слова АНАКСИМЕН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АНАКСИМЕН

Anaximenes, АНАКСИМЕН1) милетец, сын Евристрата, называемый другом или учеником Анаксимандра, родился между 560 и 548 гг. до Р. X. В своем философском учении снова поставил на место неопределенного анаксимандровского "бесконечного" определенный элемент природы, а именно воздух, как начало, все окружающее и все поддерживающее. Из этого начала происходит все путем разжижения () или сгущения (); воздух же есть и принцип жизни отдельных существ. Plut. de plac. phil. 1,3. Ср. С/с. cfe и. of. 1, 10 acarf. 4, 37, 118; 2) историк из Лампсака, родился ок. 385 г. до Р. X., находился в свите Александра Великого, написал нечто вроде всеобщей историии, кроме того, историю царствований Филиппа и Александра под заглавиями и . Отрывки этих сочинений дает С. Muller, script. rer. Alex, magni, 33 слл. Собственно, призванием А. была риторика; в этой области он оспаривал теорию Исократа. А. приписывают сохранившуюся между произведениями Аристотеля ; это самая древняя из дошедших до нас риторик: здесь теория непосредственно выводится из практики красноречия и подтверждается примерами. Изд. L. Spengel (1847 г.), который и доказал принадлежность этой риторики А.

(ок. 588-525 до Р.Х.) Анаксимен - древнегреческий философ, представитель Милетской школы. В отличие от двух других представителей Милетской школы - Фалеса и Анаксимандра - Анаксимен в качестве первовещества окружающего нас мира берет воздух. Вот как описывает это воззрение Симпликий: "Анаксимен, бывший другом Анаксимандра, говорит, согласно с ним, что природа, лежащая в основе всего, едина и бесконечна, но вопреки ему, признает ее не определенной, но качественно определенной, ибо он называет ее воздухом. Она бывает различной по степени разрежения и уплотнения, соответственно веществам. А именно, разрежаясь, она становится огнем, сгущаясь же - ветром, затем облаком, затем землею, потом камнями, прочее же возникает из них. И он также признает вечное движение, вследствие чего происходит изменение" [Мако-вельский А.0. Досократики]. "Воздух" Анаксимена не просто подобен обычному воздуху. Это первовещество больше похоже на пар или дыхание. Здесь воззрения Анаксимена переплетаются с мифологическими представлениями о душе, как некотором начале, которое пронизывает все живые тела. "Подобно тому, как душа, - говорит он, -будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир". В этих словах выражается идея пантеизма, по которому Бог равен природе, т.е. воздуху, выступающему началом всего сущего. Космологические взгляды Анаксимена состоят в утверждении, что Земля плоская и подобно Солнцу и планетам парит в воздухе. Земля неподвижна, а Солнце и планеты движутся под воздействием космического ветра. Анаксимен уделяет большое внимание метеорологическим явлениям - дождю, граду, снегу и т.д., пытаясь объяснить эти явления различными причинами на основе присутствия воздуха. Даже возникновение богов Анаксимен объяснял из воздуха.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.