(от пан... и греч. theos - бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин 'пантеист' был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин 'П.'- его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 немецкий философ К. Краузе для обозначения своей идеалистической системы, чтобы отличить её от системы натуралистической и материалистической П., ввёл термин 'панентеизм' (от греч. pan en theo - всё в боге). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов П. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистические идеи содержались уже в древнеиндийской мысли (особенно в брахманизме , индуизме и в веданте ), в древнекитайской мысли ( даосизм ), в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистического (см. Гилозоизм ) одушевления всего мира.
В средние века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистическим пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, П. (обычно восходивший к философии неоплатонизма )развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Пантеисты европейского и ближневосточного средневековья опирались на неоплатоническое учение об эманации . В противоположность теистическим представлениям о божественном сотворении мира из 'ничего' пантеисты развивали концепции вечного вневременного 'порождения' природы безличным богом. Религиозный П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены . Одну из первых материалистических формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог - одно и то же. Оппозиционные по отношению к католической церкви этические и социальные выводы из пантеистических воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в начале 13 в. амальрикане. Тяготеющий к П. мистицизм нашёл своё типичное выражение в воззрениях И. Экхарта .
Натуралистические тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский . Рассматривая бога как 'бесконечный максимум' и приближая его к природе как 'ограниченному максимуму', он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет П. в Западной Европе относится к 16 - началу 17 вв., когда он лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистических религий (в особенности у итальянских философов Дж. Кардана , Ф. Патрици ,Т. Кампанеллы , Дж. Бруно ). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с природой, пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: '... природа... есть не что иное, как Бог в вещах' ('Изгнание торжествующего зверя', СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.
С др. стороны, П., '... местами соприкасающийся даже с атеизмом' (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя народной Реформации в Германии Т. Мюнцера, а также анабаптистов . В дальнейшем, когда в ряде стран Западной Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистическая мистика продолжала оставаться основным руслом, по которому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В Германии 16-17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистической мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Иоганн Шефлер (Ангелус Силезиус). В Нидерландах 17 в. существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Б. Спиноза, который, опираясь на традицию П., разработал материалистическую философскую систему, в которой понятие 'бог' отождествлено с понятием 'природа'.
В 18 в. пантеистические воззрения развивали под влиянием Спинозы И. в . Гёте и Г. Гердер, которые, в противоположность механицизму французских материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистические элементы спинозизма. Философские системы таких немецких идеалистов, как Ф. В. Шеллинг и Г. Гегель, по словам Энгельса, '... пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи' (там же, т. 21, с. 285).
Лит.: Соколов В. В., К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии, 'Философские науки (Научные доклады высшей школы)', 1960, | 4; Jasche G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, Bd I-3, В., 1826-32; Plumptre С. E., General sketch of the history or Pantheism, L., 1882; Dilthey W., Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 2,, B., 1921; Siwek P., Spinoza et ie pantheisme religieux, 2 ed., P., 1950; Hellpach W., Tedeum. Laienbrevier einer Pantheologie, B., 1951.
В. В. Соколов.