(авест.) в иранской мифологии дракон (ажи), в легендарной истории иноземный царь - узурпатор, захвативший власть над Ираном. В «Авесте» трехглавый, шестиглазый дракон А.-Д. совершает жертвоприношения божествам Ардвисуре Анахите и Вайю. В «Замьяд-яште» (XIX 37) он - соперник бога огня А гора в борьбе за символ царского суверенитета фарн. В «Яште» (XV 19-21) изображен праведным зороастрийцем. (см. ЗАРАТУШТРА ). Имеет ведийские (Ахи Будхнья) и древнегреческие (Эхидна) этимологические параллели и множество соответствий в индоевропейской мифологии (см. также ЗМЕЙ ). Победоносным противником А.-Д. в иранской традиции выступает Траэтаона, вариант общеиндоевропейского «третьего сына» - драконоборца (см. ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ ). \[ В иных традициях победитель трехглавого дракона обычно бог-громовержец или демиург (Индра и т. д.) \]. Победа Траэтаоны над А.-Д. не окончательная. А.-Д. будет закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Перед концом мира А.-Д. вырвется на волю и снова воцарится на короткий срок. Ему предназначено пасть от руки другого иранского драконоборца Керсаспы. Образ А.-Д. подвергся историзации: ранее дракон А.-Д. постепенно обретал человеческий облик, пока не стал царем Заххаком, арабом по происхождению. По некоторым поздним армянским и собственно иранским источникам, кое-где в Мидии и, вероятно, Кабуле сохранялось почитание А.-Д. Местные правители возводили к нему свои родословные или рассказывали легенды о службе своих предков при дворе А.-Д.Лит.: Wikander S„ Histoire des Ouranides, «Cahlers du Sud», 1952, № 314.Л. А. Лелеков.
Значение слова АЖИ-ДАХАКА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АЖИ-ДАХАКА
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012