Значение слова EPIGRAMMA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

EPIGRAMMA

Epigramma,ЭПИГРАММА, ?, в буквальном смысле, и по происхождению своему — поэтическая надпись на подарке, гробнице, художественном произведении, которая поясняла внутренний, духовный смысл данного предмета указанием на того, кто этот предмета посвящает, подносит, или того, кто его приготовил, произвел, а также обозначением цели предмета. Главное достоинство маленького стихотворения этого рода заключалось в возможной его простоте, безыскуственности, соединенной с остроумием и законченностью мысли и выражения. Уже древнейшие поэты — Архилох, Сафо и др. занимались сочинением эпиграмм; но действительным родоначальником эпиграмматической поэзии был Симонид Кеосский. Его Э., большая часть которых написана для памятников в честь бойцов Персидских войн, представляют вполне законченные образцы поэтического творчества и отличаются остроумием и высокохудожественной простотой. Но Э. служила не только действительной надписью, но составлялась и фиктивно в форме таковой, напр., для надгробных памятников поэтам, философам и на известные произведения искусства; брали также более или менее характерное происшествие из внешней жизни и силой творческого обобщения возводили внутренний его смысл до общей сентенции или делали из него маленькую художественную картинку. Таким образом, слово Э. получило тот смысл, который мы придаем ему теперь. Более всего этот род Э. развился у александрийских поэтов, т. е., в то время, когда греческая поэзия уже не в силах была создавать более крупные произведения. Но в этих маленьких произведениях греческое творчество обнаруживало все еще большую прелесть и изящество, многосторонность и умелость. Сюжет брался обыкновенно из области литературы и искусства, а также из частной жизни. Эпиграмматическое стихотворство, бывшее в таком ходу у александрийцев, продолжалось потом до времен римской и византийской империи, хотя часто далеко уже не с таким талантом, но все же еще с некоторым мастерством. Об отдельных греческих эпиграмматистах ср. Antologia Graeca. У римлян Э. нашла такое же разнообразное приложение, как и у греков. Начиная с Энния, нам известен целый ряд эпиграмматистов, и число их растет в 7 столетии республики и в Августове веке. При Домициане выступает Марциалий, потом Авзоний. О сборниках ср. Anthologia latina. Наиболее встречающийся стихотворный размер Э.— дистих; но употреблялись иногда и другие размеры. Диалект греческих эпиграмм обыкновенно ионийский, но, смотря по местности, делались и отступления от него.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.