(греч. epigramma, буквально - надпись),
1) в античной поэзии короткое лирическое стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом ; постепенно осваивалась тематика эпиграмм посвятительных ('надписи' на предметах, посвящаемых богам), сентенциозно дидактических, надгробных (см. Эпитафия ) , описательных, любовных, застольных, сатирических. В греческой литературе расцветом Э. было творчество эллинистических поэтов 3 в. до н. э. - 1 в. н. э. (составившее ядро так называемой 'Палатинской антологии' в 16 кн.), в римской - сатирическое творчество Марциала (1 в. н. э.). Традиции античной Э. продолжались в византийской литературе и в латинской литературе средних веков и Ренессанса, позднее возрождались изредка ('Венецианские эпиграммы' Гете).
2) В новоевропейской поэзии короткое сатирическое стихотворение, обычно построенное на контрасте постепенной экспозиции и заключительной 'остроты' (пуанта). Э. такого рода сложилась во французской поэзии 16-17 вв. на основе мотивов марциаловской традиции; время расцвета - 18 в. (Вольтер, Ж. Б. Руссо, Г. Э. Лессинг, Р. Берне, А. П. Сумароков). Параллельно развивается Э. нетрадиционная, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. У А. С. Пушкина, например, существуют Э. как первого типа ('Движение', 'Любопытный'), так и второго (Э. на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина). К середине 19 в. Э. традиционного типа отмирает, а злободневная остается существовать как бы на периферии литературы; в русской поэзии 19 в. таковы эпиграммы Д. Д. Минаева, в советской поэзии - А. Архангельского, С. Васильева и др.
Тексты и лит.: Греческая эпиграмма, под ред. Ф. А. Петровского, М., 1960; Русская эпиграмма второй половины XVII - нач. XX в., Л., 1975.
М. Л. Гаспаров.