Значение слова APULEIUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

APULEIUS

АПУЛЕЙ, 1) см. Saturninus, 1; 2) Lucius () родился в Мадавре в Африке ок. 125 г. от Р. X., воспитывался в Карфагене, изучал платоновскую философию в Афинах; много путешествовал и, пробыв затем недолго в Риме, вернулся в Африку, где, женившись на матери своего друга Понтана, богатой Эмилии Пудентилле, избрал своим местопребыванием Карфаген и там скоро стал пользоваться большой известностью. Он был приверженцем неоплатонической философии, обладал значительной ученостью и старался очистить и укрепить падающее язычество. С эывается и в главном его сочинении: Metamorphoseon libri XI; сочинение представляет собой фантастически-сатирический нравоописательный роман, в котором один погрязший в пороках юноша, Луций, сперва в наказание за свою порочность превращается в осла, но затем, благодаря мистериям, делается совсем иным, новым человеком. Вместе с тем роман этот представляет и весьма поучительную картину нравов тогдашнего времени. Сюжет тожествен с сюжетом Лукианова , но изменены имена и сделано другое заключение. Из многих эпизодов этого сочинения самый интересный об Амуре и Психее, в книгах 4-6, где по образцу платоновских аллегорий изображается судьба души человеческой, очищаемой разнообразными испытаниями. Речью, которая озаглавливается apologia s. de madia, А. весьма остроумно защищал себя против обвинений в колдовстве, посредством которого он будто бы приворожил к себе Эмилию Пудентиллу. Кроме того, от А. до нас дошло несколько сочинений философского содержания, de deo Socratis, de dogmate Piatonis, de mundo, Florida, и собрание извлечений из других его сочинений. Это писатель живой и оригинальный, искусно владевший языком; но его изложение, как вообще у африканских писателей, до излишества переполнено риторическими фигурами, напыщенно и представляет смешение слов и выражений, принадлежащих разным периодам и разным видам литературы. Изд. Oudendorp (1786-1823, в 3 т.), Hildebrand (Leipz., 1842), Eyssenhardt (1869). Ложно приписывались ему сочинения Asclepius, de herbarum virtutibus, de remediis salutaribus и изложение физиономики по Полемону.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.