Значение слова APEX в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

APEX

АПЕКС, собственно всякое остроконечие, затем оконечность шляпы (pileus) с тонким, обмотанным шерстью прутом, vigra oleaginea, также и самый pileus, остроконечный головной убор, особенно шляпа жрецов, сходная с греческой ; ее носили преимущественно фламины и салии, а flamen Dialis имел постоянно на голове, когда находился вне своего дома; по преданию, употребление ее введено было Асканием. Шляпа эта была белого цвета, имела форму конуса и сшивалась из шкуры жертвенного ягненка. Liv. 6, 41. Lucan. 1, 604. Слово А. иногда употребляется в том же смысле, как tiara (так называлась шапка персидских государей, также кверху конусообразно суживавшаяся), и имеет то же переносное значение, как наше «корона». Cic. Cat. т. 17, 60. Liv. 1, 36. Hor. od. 1, 34, 14 сл. 3, 21, 20. В шлеме А. называлось то углубление, в которое вставлялся султан. АПАТУРИИ, (от и , сходка фраторов), греческое и особенно ионийское празднество, при котором граждане представляли своих детей своим фраторам и вносили в списки фратрий. В Афинах этот праздник совершался в месяце Пианепсионе (октябрь—ноябрь), т. е. в то время, когда прекращалось мореплавание, в течение 3 дней; первый день назывался от , ужин, потому что фраторы собирались в этот день за трапезой в доме одного из состоятельнейших членов фратрии; второй день назывался от жертв, приносимых на общественный счет Зевсу Фратрию и Афине, (от , приносить в жертву). Третий день назывался , как говорят, от того, что тогда стригли юношей и посвящали богам. Вероятно, в течение всех этих трех дней, а не только в третий день, дети, родившиеся в текущем году, а также и те, которые хотя родились раньше, но еще не были занесены в списки фраторов, представляемы были собранию фратрии и после клятвенного заверения законности их происхождения их отцами принимались в состав фратрии, причем имена их вносились в список фраторов (). За каждого из представляемых детей приносилась в жертву ( или ) коза или овца и после внесения в списки имен совершалась жертвенная трапеза. Если кто-ы устраивали нечто вроде испытания для тех из своих сыновей, которые посещали школу; при этом дети декламировали отрывки из читанных в школе авторов; наиболее отличившимся давались награды (Plat. Tim. p. 21, В).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.