Значение AMPSIVARII, АМПСИВАРИИ, ГЕРМАНСКИЙ НАРОД НА ЭМСЕ. TAC. ANN. 13, 55. ВЕРОЯТНО, ОН ЖЕ РАЗУМЕЕТСЯ В ANN. 2, 8. 22, ГДЕ В ТЕКСТЕ ОШИБОЧНО ПОСТАВЛЕНО ANGRIVARII. в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

AMPSIVARII, АМПСИВАРИИ, ГЕРМАНСКИЙ НАРОД НА ЭМСЕ. TAC. ANN. 13, 55. ВЕРОЯТНО, ОН ЖЕ РАЗУМЕЕТСЯ В ANN. 2, 8. 22, ГДЕ В ТЕКСТЕ ОШИБОЧНО ПОСТАВЛЕНО ANGRIVARII.

АМРИТА|amrta (amrta, "бессмертный") в индийской мифологии божественный напиток бессмертия (ср. греч. Амброзия). Представление об А. непосредственно связано с ведийскими представлениями о соме: уже в "Ригведе" сок сомы рассматривался в качестве напитка богов, дарующего сверхъестественную силу или бессмертие. В эпической и пуранической литературе А. и сома были отчасти взаимозаменяемыми понятиями. Добыванию А. посвящен один из важнейших индуистских мифов - о пахтанье мирового океана богами и асурами. По этому мифу (см. в ст. ИНДУИСТСКАЯ МИФОЛОГИЯ ), последним из океана появляется бог врачевания Дханвантари с чашей А. в руках. Чтобы отвлечь от А. асуров, Нараяна принял вид красивой девушки и увел их за собой (ср. брахманическую легенду о похищении сомы, в которой гандхарвов отвлекает от сомы богиня Вач - Шат.-бр. III 2, 4, 1-4), а тем временем боги начали вкушать А. Вернувшиеся асуры вступили с богами в битву за А., но были побеждены и бежали в глубь земли и на дно океана соленых вод. Боги поместили А. в специальный сосуд и доверили его хранение Наре. Миф о пахтанье океана по типу принадлежит к космогоническим мифам, в которых акт творения совершается посредством разделения первичных вод и последующей поляризации участников творения (здесь - богов и асуров) и его результатов (в большинстве версий индуистского мифа, наряду с А. и в противопоставление ей, из океана появляется яд калакута, способный уничтожить вселенную).Весьма архаичен по своим истокам другой миф - о похищении А. Гарудой. Этот миф генетически связан с ведийским мифом о похищении сомы орлом Индры (РВ IV 26, 27); он восходит, видимо, к индоевропейскому мифу о похищении священного напитка (ср. скандинавскую легенду о получении Одином священного меда у великанов) и вообще к повсеместно распространенному типу мифов о добывании "живой воды". Махабхарата" рассказывает, что Гаруда, желая освободить свою мать Винату из рабства у змей, должен был по их требованию принести от богов А. Добывая А., Гаруда победил в сражении богов, возглавлявшихся Индрой, пролетел сквозь спицы вращающегося колеса (символ солнца), преграждавшего путь к А., убил двух стерегущих А. драконов. Однако затем Гаруда заключил союз с Индрой, пообещав, что поможет ему возвратить А., как только передаст напиток змеям. И, когда змеи, перед тем как выпить А., совершали по совету Га-руды ритуальное омовение, Индра похитил у них А. и отнес обратно на небо (Мбх. I 23-30).Лит.: Thieme P., Studien zur indogermanischen Wortkunde und Religionsgeschlchte, Кар. 2 - Ambrosia, В., 1952; Bedekar V. М., The Legend of the Churning of the Ocean in the Epics and Puranas, "Purana", 1967, IX, 1. p. 7-61; Dumezil G., Le Festin a d'immortalite, P., 1924; Bruce Long J., Life out of Death. A Structural Analysis of the Myth of the Churning of the Ocean of Milk, в сб.: Hinduism. New essays in the history of religions, Leiden, 1976. П. А. Гринцер.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.