Тихон Задонский, святой - знаменитый иерарх и духовный писатель. Родился в 1724 г. в селе Короцке, Валдайского уезда, Новгородской губернии, от бедного дьячка Савелья Кириллова и назван Тимофеем. Учился в Новгородской семинарии и был оставлен при ней учителем. В 1758 г. принял монашество с именем Тихона; в 1759 г. назначен архимандритом Желтикова монастыря, потом переведен в Отроч монастырь и назначен ректором тверской семинарии и учителем богословия. В 1761 г. Тихон был возведен в сан епископа кексгольмского и ладожского викария новгородской епархии, а в 1763 г. перемещен на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру. В первый же год своего пребывания в Воронеже, чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, Тихон написал краткое учение "О седми святых тайнах". В следующем году им написано "Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния". В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной, доходящей до отчаяния скорби о грехах, утешать милосердием Божием. Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, Тихон предписал, чтобы на литургии, всякий воскресный и праздничный день, читать или Толковое евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви, или полезное слово из Пролога. Он установил в кафедральном соборе, по воскресным дням, проповедание слова Божия, вызвал для этой цели из московской славяно-греко-латинской академии Ивана Васильева Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священно- и церковнослужители. В уездные города разослана была особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором были разъяснены высокие обязанности священника. В своих судебных решениях Тихон являлся не столько судьей, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Еще раньше указа 1766 г. Тихон запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей; защищал своих подчиненных и от светских властей тогда еще дикого Донского края. По прибытии в Воронеж Тихон нашел там лишь одну школу; другая была в городе Острогожске. Он предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными; тогда открыты были латинские школы в Острогожске и Ельце. Когда была ассигнована первая незначительная сумма на содержание училищ, Тихон немедленно устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам; для нравственного руководства учеников составил инструкцию ("Инструкция, что семинаристам должно наблюдать"). Пораженный дурным состоянием воронежских монастырей, Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одной устной проповедью, которую не все могли слышать, Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа: "Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно"; "Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать"; "Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям", с кратким изъяснением десяти заповедей; "Примечания некая, из Святого Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами, с кратким увещанием к скорому обращению". Им было написано также большое сочинение "Плоть и Дух". Из проповедей Тихона особенно замечательно "Слово о сырной седмице", а из увещаний - "Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило". Тихон правил воронежской епархией 4 года и 7 месяцев. По расстройству здоровья, он в конце 1767 г. испросил себе увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), а с марта 1769 г. - в Задонском монастыре. Здесь Тихон своей жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его, за исключением 4 - 5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами, колол дрова, косил сено и пр. Строгий к себе, он был любовно снисходителен к слабостям других. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательные, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием; будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев. Однажды, в гостях, у знакомых он вступил в беседу с каким-то дворянином вольтерьянцем и кротко, но сильно стал опровергать его; собеседник вышел из себя и дал ему пощечину; святитель тут же упал ему в ноги с мольбой о прощении - и этим так на него подействовал, что он с этих пор сделался хорошим христианином. Келья святителя сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение. Особенно любил Тихон беседовать с простым народом, утешал его в его тяжелой доле, увещевал не роптать против начальства и господ, помогал разоренным деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем перед ними за их угнетенных крестьян. На благотворения шла вся его 500-рублевая пенсия и все, что он получал в дар от знакомых. Первым трудом Тихона в Задонске было сочинение "Об истинном христианстве". Все сказанное здесь не только глубоко продумано, но и прочувствовано. Затем Тихон трудился над книгой "Сокровище духовное от мира собираемое": это - размышления о предметах веры по поводу слов, изречений или каких-нибудь явлений из видимой природы. В то же время он составил еще "Проповеди краткие", "Наставление монашествующим", "Письма келейные", "Письма к некоторым приятелям посланные" и "Наставление христианское". Святейший Синод оценил достоинство этих произведений, составил из них для чтения в церквах "Наставление о собственных всякого христианина должностях" (1789; 48-е изд., Москва, 1870). Специально для монахов написаны Тихоном "Правила монашеского жития" и "Наставление обратившимся от суетного мира". Кончина его последовала 13 августа 1783 г., а торжественное открытие его мощей - в 1861 г. Мощи Тихона открыто почивают в Задонском Богородицком монастыре (XII, 133). "Сочинения преосвященного Тихона, епископа воронежского и Елецкого" изданы в Санкт-Петербурге в 1825 - 26 годах, в 15 частях. Впоследствии Святейший Синод взял на себя полное издание писаний святого Тихона (Москва, 1-е изд., 1836; 5-е изд., 1889). Жизнь святого Тихона описали два его келейника - Иоанн Ефимов, в монашестве Тихон, и В.И. Чеботарев. Письма Ефимова, в которых изображается жизнь святого Тихона на покое, хранятся в киево-софийской библиотеке (под ¦ 194); в извлечении они напечатаны в составленном митрополитом Евгением жизнеописании Тихона, приложенном ко второму изданию "Творений" Тихона. "Записки о святителе Тихоне" Василия Чеботарева напечатаны в "Православном Обозрении" за 1861 г., ¦ 7. Ср. Е. Болховитинов "Описание жизни преосвященного Тихона, епископа воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного" (Санкт-Петербург, 1796); П.С. Казанский "Труды святителя Тихона I, епископа воронежского, по управлению воронежской паствой" ("Прибавления к Творениям святых отцов", 1862); "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, всея России чудотворца" (изд. 2, Санкт-Петербург, 1862); "Жизнь новоявленного угодника Божия Тихона, епископа воронежского и Елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений" (изд. 2, Москва, 1862); "Житие святителя Тихона Задонского" (Санкт-Петербург, 1866); В. Михайловский "Святый Тихон, епископ воронежский и задонский" (Санкт-Петербург, 1873); архимандрит Игнатий "Краткие жизнеописания русских святых" (Санкт-Петербург, 1875); "Житие святителя Тихона Задонского" (Москва, 1894); протоиерей А. Лебедев "Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец" (изд. 3, Санкт-Петербург, 1896); К. Здравомыслов "Иерархи новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени" (Новгород, 1897), П. Кратиров "Святитель Тихон Задонский, как пастырь и пастыреучитель" (Казань, 1897).
Значение ТИХОН ЗАДОНСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии
Что такое ТИХОН ЗАДОНСКИЙ
Краткая биографическая энциклопедия . 2012