Значение СОЛОВЬЕВ НИКОЛАЙ ФЕОПЕМПТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое СОЛОВЬЕВ НИКОЛАЙ ФЕОПЕМПТОВИЧ

Соловьев (Николай Феопемптович) - русский композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории и музыкальный критик, родился в 1846 г. Воспитывался во второй гимназии в Санкт-Петербурге, затем поступил в медико-хирургическую академию, откуда перешел в Санкт-Петербургскую консерваторию, где окончил курс по классу композиции Н.И. Зарембы. Перед публикой С. впервые выступил с увертюрой (es-dur) для большого оркестра на акте в консерватории в 1869 г., а в 1870 г. (тоже на акте) - с драматической кантатой "Смерть Самсона". По желанию покойного А.Н. Серова С. оркестровал 5-е действие оперы "Вражья сила" и дооркестровал интродукцию и арию Петра из 1-го действия той же оперы. В 1874 г. С. был приглашен в Санкт-Петербургскую консерваторию, где читал сперва теорию для обязательных классов и историю музыки, а с 1885 г., получив звание профессора, ведет специальные классы теории композиции. Написал еще симфоническую картину "Русь и Монголы" (1870), петровскую кантату в честь 200-летнего юбилея Петра I , "Слово о Полку Игореве" для голоса и фортепиано (1873), хор "Молитва о Руси", получивший премию на конкурсе русского музыкального общества (1877), симфоническую фантазию "Эй, ухнем" для всероссийской выставки в Москве (1882), оперу "Кузнец Вакула" (1875), поставленную в Санкт-Петербурге в музыкально-драматическом кружке в 1880 г., и два раза там возобновлявшуюся, а также данную в Санкт-Петербургской консерватории в начале 90-х гг. и на частной сцене в Санкт-Петербурге оперу "Корделия", поставленную в Санкт-Петербурге в 1885 г., Москве, Киеве, Казани в 1886 г., Тифлисе в 1887 г., Праге в 1890 г., много романсов и фортепьянных пьес, помещенных в "Музыкальном Мире", "Звезде", "Нувеллисте", а также изданных у В. Бесселя и М. Бернарда . Сверх того С. собрано около 300 русских народных песен; из них некоторые вошли в издание Академии Наук "Великорусс" (материалы, собранные П.В. Шейном). Критическую деятельность С. начал в 1870 г. в "Музыкальном Сезоне", затем был музыкальным критиком в "Музыкальном Листке", "Музыкальном Мире", "Биржевых Ведомостях", "Новом Времени", "Санкт-Петербургских Ведомостях", "Иллюстрации", "Ниве", "Нувеллисте", "Свете", "Новостях", "России". Состоит редактором музыкального отдела в настоящем словаре. В 1899 г. состоялся 25-летний юбилей профессорской деятельности С., а в 1900 г. 30-летний юбилей композиторской и музыкально-критической деятельности, отпразднованный в Мариинском театре 15 февраля. В 1878 г. С. был делегатом от Санкт-Петербургского отделения русского музыкального общества на парижской всемирной выставке; В 1885 г. был представителем того же общества на открытии памятника М.И. Глинке в Смоленске; в 1898 г. явился вместе с графом А.Д. Шереметевым инициатором и организатором общедоступных народных концертов. Состоит помощником управляющего придворной капеллы.

Краткая биографическая энциклопедия .