Значение СОКОЛОВ НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое СОКОЛОВ НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ

Соколов (Николай Кириллович, 1835 - 1874) - профессор Московского университета и Московской духовной академии. По окончании курса в Московской духовной академии С. был оставлен бакалавром по кафедре русской церковной истории (1858). По возвращении из-за границы (с 1863 г.), преподавал и западную церковную историю в академии и церковное право в университете. Несколько лет был также членом университетского суда и редактором "Университетских Известий". Литературная деятельность С. была обширна и началась в 1859 г. статьями "Учреждение патриаршества в России" ("Прибавления к Творениям св. отцов") и "О мирской власти епископов римских" (ib.). За ними последовали: "О духовенстве в древней России" (ib., 1860), "Извлечения из писем о церкви англиканской" (ib., 1865), "О протестантском богословии и его современном направлении в Англии" (ib., 1863), "О судьбе науки церковного права" ("Московские Университетские Известия", 1868), "Средневековые учения об отношении церкви к государству" (ib., 1869), "О влиянии церкви на историческое развитие права" (ib., 1870) и другие. Особенное впечатление произвели статьи С. по вопросу о духовно-судебной реформе, в которых были указаны многие причины недостатков духовных судов и приведены способы их устранения, таковы: "О началах и формах духовного суда" ("Православное Обозрение", 1870, ¦ 5 и 6), "Духовный суд в древней церкви в первые три века христианства и в период вселенских соборов" (ib., 1870, ¦ 9 - 12 и 1871, ¦ 1 - 2) и "Основные начала судебной реформы в применении к ведомству духовного суда" (ib., 1871, ¦ 3 и 5). В то же время С. написал "Состав епископского управления в древней церкви" (ib., 1870, ¦ 10) и "О соборном управлении в христианской церкви" (ib., 1871, ¦ 5). В первой статье он вооружался против вторжения государственного чиновнического элемента в церковную жизнь, а во второй - против тех подделок под древние формы свободной церковной жизни, которые могут служить прикрытием начал и тенденций, чуждых свободному духу древней христианской церкви. Статьи С. о церковном суде вызвали, с одной стороны, сочувствие к нему известной части общества и Святейшего Синода, который даже руководствовался ими, и с другой, - страстную полемику; как бы в ответ на нее он в конце 1871 г. напечатал "О разделении суда и администрации в епархиальном ведомстве" ("Православное Обозрение", ¦ 10 - 11), где старался, главным образом, уяснить собственные основные положения. Однако полемика продолжалась и С. не пожелал более высказываться печатно по этому вопросу. Дальнейшие статьи его уже исторического характера: "Взгляд на церковную реформацию в Англии" ("Православное Обозрение", 1872, ¦ 2) и "Судьбы папской системы церковного управления" (ib., 1872, ¦ 11). После смерти С. вышли его "Из лекций по церковному праву. Вып. I. Введение в церковное право. Вып. II. Система канонического права" (Москва, 1875). В. Р-в.

Краткая биографическая энциклопедия .