(1835—1874) — профессор Московского университета и Московской духовной академии. По окончании курса в Московской духовной академии С. был оставлен бакалавром по кафедре русской церковной истории (1858 г.). По возвращении из-за границы (с 1863 г.) преподавал и западную церковную историю в Академии, и церковное право в Университете. Несколько лет был также членом университетского суда и редактором "Университетских Известий". Литературная деятельность С. была обширна и началась, в 1859 г., статьями: "Учреждение патриаршества в России" ("Прибавления к Творениям св. Отец") и "О мирской власти епископов римских" (ib.). За ними последовали: "О духовенстве в древней России" (ib., 1860), "Извлечения из писем о церкви англиканской" (ib., 1865), "О протестантском богословии и его современном направлении в Англии" (ib., 1863), "О судьбе науки церковного права" ("Московские Университетские Известия", 1868), "Средневековые учения об отношении церкви к государству" (ib., 1869), "О влиянии церкви на историческое развитие права" (ib., 1870) и др. Особенное впечатление произвели статьи С. по вопросу о духовно-судебной реформе, в которых были указаны многие причины недостатков духовных судов и приведены способы их устранения, таковы: "О началах и формах духовного суда" ("Православное Обозрение", 1870, №№ 5 и 6), "Духовной суд в древней церкви в первые три века христианства и в период вселенских соборов" (ib., 1870, №№ 9—12 и 1871, №№ 1—2) и "Основные начала судебной реформы в применении к ведомству духовного суда" (ib., 1871, №№ 3 и 5). В то же время С. написал: "Состав епископского управления в древней церкви" (ib., 1870, № 10) и "О соборном управлении в христианской церкви" (ib., 1871, № 5). В первой он вооружался против вторжения государственного чиновнического элемента в церковную жизнь, а во второй — против тех подделок под древние формы свободной церковной жизни, которые могут служить прикрытием начал и тенденций, чуждых свободному духу древней христианской церкви. Статьи С. о церковном суде вызвали, с одной стороны, сочувствие к нему известной части общества и св. синода, который даже руководился ими, и с другой — страстную полемику; как бы в ответ на нее он в конце 1871 г. напечатал: "О разделении суда и администрации в епархиальном ведомстве" ("Православное Обозрение", №№ 10—11), где старался главным образом уяснить собственные основные положения. Однако, полемика продолжалась, и С. не пожелал более высказываться печатно по этому вопросу. Дальнейшие статьи его уже исторического характера: "Взгляд на церковную реформацию в Англии" ("Прав. Обозр.", 1872, № 2) и "Судьбы папской системы церковного управления" (ib., 1872, № 11). После смерти С. вышли его: "Из лекций по церковному праву. Вып. I. Введение в церковное право. Вып. II. Система канонического права" (М., 1875).В. Р—в.
Значение СОКОЛОВ НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СОКОЛОВ НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012