Значение ПАХМАН СЕМЕН ВИКЕНТЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое ПАХМАН СЕМЕН ВИКЕНТЬЕВИЧ

Пахман (Семен Викентьевич) - известный русский юрист, родился в Одессе в 1825 году, воспитывался в одесском Ришельевском лицее и Московском университете, был преподавателем законоведения в тульской гимназии, потом энциклопедии и истории права в Ришельевском лицее; в 1852 году получил кафедру законов государственного благоустройства и истории права в Казани; по уходе из Казани Мейера занял кафедру гражданского права, в 1859 году перешел в Харьков на кафедру законов благоустройства и гражданского права, в 1866 году приглашен на кафедру гражданского права и судопроизводства в Петербургский университет, которую и занимал до 1876 года, когда, по выслуге 30-летнего срока, оказался невыбранным на следующее пятилетие. Читал гражданское право в Александровском лицее и училище правоведения. В 1882 году назначен сенатором; одно время работал в комиссии по составлению русского гражданского уложения. Главные научные труды П.: "О судебных доказательствах по древнерусскому праву, преимущественно гражданскому, в историческим их развитии" (М., 1851, магистерская диссертация), "История кодификации гражданского права" (Санкт-Петербург, 1876), "Обычное гражданское право России" (1877 и 1879 годы), "О современном движении в науке права" (Санкт-Петербург, 1882; переведено на немецкий язык профессором Бернштейном ), "О предмете и системе русского гражданского уложения" ("Протокол Санкт-Петербургского Юридического Общества" в "Журнале Гражданского и Уголовного Права", 1884), "К вопросу о предмете и системе русского гражданского уложения" (в "Журнале Гражданского и Уголовного Права", 1882, ¦ 8), "О значении личности в области гражданского права" (там же, 1883, ¦ 7). П. - последовательный и убежденный представитель формально логической догматической юриспруденции, защите которой посвящена названная выше речь его о современном движении в науке права. Признавая законность существования, рядом с догмой, права философской теории права, опирающейся столько же на общечеловеческие стремления и идеи, сколько и на данные "бытовой истории права", допуская настоятельную необходимость этой последней науки, в ее современном, сравнительно-историческом или социологическом выражении, П. отрицает возможность сведения догмы до степени искусства, существующего в интересах применения права, и подчинения выводов догмы источникам положительного права. Догма права - самостоятельная научная отрасль: ее задача - изучение общего формально-логического строя юридических институтов, независимо от их бытового содержания. По мнению П., исторические видоизменения институтов не так значительны, чтобы следовало отказаться от некоторой системы постоянных общечеловеческих основ гражданского права, вытекающих из понятия человеческой личности и коренных свойств человеческой природы, например эгоистического чувства. Гражданское право представляется ему совершенно цельной и замкнутой областью норм, из которой, без вреда для основных принципов, нельзя выбросить ни одной части: с этой точки зрения П. отстаивал, против Кавелина , общепринятую систему институтов лично-семейного, вещного, обязательственного и наследственного права и для будущего русского гражданского уложения. На почве этих воззрений стоит П. и в своем капитальном труде по русскому обычному праву. Отклоняющиеся, по-видимому, от общепринятых юридических воззрений институты этого права П. пытается подчинить логической структуре, объясняя их воздействием на гражданский быт крестьянства чисто внешних факторов. Эта последняя точка зрения, во многом справедливая, вызвала возражения г-жи Ефименко в "Исследованиях народной жизни". Общие теоретические воззрения П. подверглись серьезной научной оценке в этюде С.А. Муромцева "Что такое догма права?". Оживленную полемику вызвала и книга П., посвященная "Истории кодификации" (см. проф. Сергеевича "Задачи истории кодификации" в "Вестнике Европы", 1876, ¦ 11). Ср. также Шершеневич "Наука гражданского права в России" (Казань, 1893). В. Н.

Краткая биографическая энциклопедия .