Значение МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

МИНАЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ

Минаев Иван Павлович - известный исследователь буддизма (1840 - 1890). Окончил курс на восточном факультете Петербургского университета, по китайско-маньчжурскому отделению. Лекции В.П. Васильева привлекли его внимание к буддизму, для занятий которым Минаев стал изучать санскрит; в британском музее и парижской библиотеке работал над палийскими рукописями, которым составил каталог (не издан). В 1869 г. получил степень магистра за исследование "Пратимокшасутра. Буддийский служебник, изд. и перевод" (Санкт-Петербург, 1869; приложение ¦ 1, к XVI т. "Записки Императорской Академии Наук"). В том же году издал "Die Pali-Metrik Vuttodava" ("Mek. Asiat.", VI, 195), в 1870 г. напечатал "Новые факты относительно связи древней Индии с Западом" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1870, ¦ 8). Состоял профессором сравнительного языкознания в Санкт-Петербургском университете. Посвятил ряд статей буддийским легендам (джатаки): "Несколько рассказов о перерождениях Будды" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1871, ¦ 11); "Несколько слов о буддийских джатаках" (ib., 1872, ¦ 6); "Индийские сказки" (ib., 1874, ¦ 11; 1876, ¦ 2, 4, 5). Получил степень доктора за "Очерк фонетики и морфологии языка Пали" (Санкт-Петербург, 1872), переведенный на французский и английский языки. Двухлетнее путешествие его по Индии и Цейлону, описано им в книге "Очерки Цейлона и Индии" (Санкт-Петербург, 1878). В эту же поездку он посетил и Неаполь и записал в Камаоне ряд интересных сказок и легенд ("Ученые Записки Историко-филологического факультета", 1876, т. II, ч. I). Описание второго путешествия Минаева в Индию (1879) сохранилось в его бумагах, но не издано. В 1880 г. он напечатал "Очерк важнейших памятников санскритской литературы" ("Всеобщая история литературы", изд. В. Корша , вып. I). С 1883 г. Минаеву поручено было чтение санскритского языка и литературы на восточном факультете. В 1885 г. Минаев ездил в Индию в третий раз, с двумя русскими офицерами, приглашенными на маневры в Дели. Индию он посетил лишь мимоходом и проехал в Бирму ("Англичане в Бирме", "Вестник Европы", 1887, ¦ 11). По возвращении, продолжал издавать разные буддийские, главным образом палийские тексты (в "Jour. of the Pali-Text society", 1885, 1886, 1887 и 1889 годы и в "Записках восточного отделения Императорского археологического общества", т. I и IV). В это же время вышел главный его ученый труд: "Буддизм. Исследования и материалы" (т. I, вып. 1 и 2, Санкт-Петербург, 1887, в "Записках Историко-филологического Факультета", т. XVI). В "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1876 - 83) напечатан ряд статей его, касающихся Индии. Главное значение научной деятельности Минаева - в трудах, посвященных истории буддизма и изданию его памятников. Языковедом в настоящем значении слова он не был и не оставил ни одного лингвистического труда, кроме палийской грамматики, главная ценность которой - не в методе, а в сообщении совершенно нового для того времени материала, извлеченного им из рукописных источников. Как профессор, Минаев был верен лучшим традициям университетской деятельности. - Ср. С. Ольденбург "Памяти И.П. Минаева" ("Живая Старина", 1890, кн. I), и С. Булич , биография И.П. Минаева, в "Биографическом Словаре профессоров Петербургских университетов" (т. II), где приведена и полная библиография научных трудов Минаева. С. Булич.

Краткая биографическая энциклопедия .