Значение МИНАЕВ, ИВАН ПАВЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое МИНАЕВ, ИВАН ПАВЛОВИЧ

? известный исследователь буддизма (1840?1890). Учился в тамбовской гимназии и на восточном факультете спб. университета, по китайско-маньчжурскому отделению; лекции В. П. Васильева привлекли его внимание к буддизму, для занятий которым М. стал изучать санскрит, сначала руководимый К. А. Коссовичем, потом у Вебера, Бенфея и Боппа; в Британском музее и Парижской библиотеке работал над палийскими рукописями, которым составил каталог (не издан). В 1869 г. получил степень магистра за исследование "Пратимокша-сутра. Буддийский служебник, изд. и переведенный" (СПб., 1869; приложение ¦ 1, к XVI т. "Записок Императорской Академии Наук"). В этом же году издал "Die P âli-Metrik Vuttodaya" ("Me l. Asiat.", VI, 195), а в 1870 г. ? "Новые факты относительно связи древней Индии с Западом" ("Журнал М. Н. Пр.", 1870, ¦ 8); нем. перед. "Buddhistische Fragmente" (в " Me l. Asiat.", VI, 578). С 1869 г. был доцентом сначала по кафедре санскритской словесности, потом сравнительного языкознания (с 1873 г. профессором). В это время его особенно занимали буддийские легенды ? джатаки , которым он посвятил ряд статей: "Несколько рассказов о перерождениях Будды" ("Журнал М. Н. Пр.", 1871, ¦ 11); "Несколько слов о буддийских жатаках" (ibid., 1872, ¦ 6); "Индийские сказки" (ibid., 1874, ¦ 11; 1876, ¦¦ 2, 4, 5). В 1872 г. М. защитил докторскую диссертацию "Очерк фонетики и морфологии языка П â ли" (СПб.), переведенную впоследствии на французский и английский языки. Двухлетнее путешествие его по Индии и Цейлону описано им в книге "Очерки Цейлона и Индии" (СПб., 1878). В эту же поездку он посетил и Непал, причем в Камаоне записал ряд интересных сказок и легенд ("Ученые Записки Историко-филологического Факультета", 1876 г., т. II, ч. I). Описание второго путешествия М. в Индию (1879) сохранилось в его бумагах, но не издано. В 1880 г. он напечатал "Очерк важнейших памятников санскритской литературы" ("Всеобщая история литературы", изд. В. Корша, вып. I). С 1883 г. М. поручено было чтение санскритского языка и литературы на восточном факультете. В 1885 г. М. ездил в Индию в третий раз, с двумя русскими офицерами, приглашенными на маневры в Дели. Индию он посетил лишь мимоходом и проехал в Бирму ("Англичане в Бирме", "Вестник Европы", 1887 г., ¦ 11). По возвращении М. продолжал издавать разные буддийские, главным образом палийские тексты (в "Jour. of the Pali-Text society", 1885, 1886, 1887 и 1889 гг. и в "Записках восточного отд. Императорского археологического общ.", т. I и IV). В это же время вышел главный его ученый труд: "Буддизм. Исследования и материалы" (т. I, вып. 1 и 2, СПб., 1887 г., в "Записках Историко-филологического Факультета", т. XVI). В "Журнале М. Н. Пр." (1876?83) напечатан еще ряд статей его, касающихся Индии.

Главное значение научной деятельности М. ? в трудах, посвященных истории буддизма и изданию его памятников. Языковедом в настоящем значении этого слова он не был и не оставил ни одного лингвистического труда, кроме палийской грамматики, главная ценность которой ? не в методе, а в сообщении совершенно нового для того времени материала, извлеченного им из рукописных источников. Как профессор, M. был верен лучшим традициям университетской деятельности.

См. С. Ольденбург, "Памяти И. П. Минаева" ("Живая Старина", 1890 г., кн. I) и С. Булич, биография И. П. М., в "Биографическом Словаре профессоров спб. университета" (т. II), где приведена и полная библиография научных трудов М.

С. Булич.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.