Значение ЛАБЗИН АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое ЛАБЗИН АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ

Лабзин, Александр Федорович - известный мистик. Родился в 1766 г. в дворянской семье. Учился в Московском университете. 14 лет уже участвовал в студенческом издании "Вечерняя Заря", а на шестнадцатом году подпал влиянию известного масона И.Г. Шварца , вместе с которым читал энциклопедистов, проверяя их взгляды сличением со Св. Писанием. В 1787 г. Лабзин поднес Екатерине II "Торжественную песнь на прибытие в Москву из путешествия в Тавриду" (М., 1787). Тогда же появились его переводы комедий Бомарше "Женитьба Фигаро" и Мерсье "Судья". В 1799 г. был назначен конференц-секретарем Академии Художеств, в 1805 г. - членом адмиралтейского департамента. Перевод "Истории ордена святого Иоанна Иерусалимского" Верто (СПб., 1799 - 1801), сделанный Лабзиным вместе с Вахрушевым, обратил на себя внимание императора Павла , назначившего Лабзина историографом ордена. Мистические книги издавались Лабзиным большей частью под буквами У. М., то есть "ученик мудрости". Из Эккарстгаузена Лабзин перевел: "Путешествие младого Костиса от Востока к Полудню" (СПб., 1801; 3-е издание, М., 1816); "Важнейшие иероглифы для человеческого сердца" (СПб., 1803; 2-е издание 1816); "Облако над святилищем, или Нечто такое, о чем гордая философия и грезить не смеет" (СПб., 1804); "Ключ к таинствам природы" (СПб., 1804; 2-е издание, 1821) и многое другое, из Юнга Штиллинга - "Приключения по смерти" (СПб., 1805), неизвестного немецкого автора: "Просвещенный пастух" и т. д. (СПб., 1806). В 1806 - 1807 годах Лабзин издавал, под псевдонимом Феопемпта Мисаилова, религиозно-нравственный журнал "Сионский Вестник"; в 1806 - 1815 годах выпустил 30 книжек под именем: "Угроз Световостоков". Успех этих книжек был огромный; они стали любимым чтением в благочестивых семьях; в светских гостиных говорили о помощи ближнему по советам "Световостокова", от его имени поступали крупные пожертвования в медико-филантропический комитет. В 1816 г. Лабзин получил Высочайший рескрипт и орден за издание духовных книг на отечественном языке. В том же году министром народного просвещения стал личный друг Лабзина, князь А.Н. Голицын ; мистицизм сделался преобладающим течением, и во главе его стал Лабзин, решившийся вновь приняться за издание "Сионского Вестника". Журнал начал выходить с 1817 г., с посвящением "Господу Иисусу Христу", и сразу получил значительное для того времени распространение. Голицын освободил "Сионский Вестник" от обыкновенной цензуры, заявив, что будет сам цензором Лабзина. Против мистиков стояли многие, в том числе начинавший входить в силу архимандрит Фотий ; являлась даже мысль о неблагонадежности мистицизма. Некоторые дальновидные люди, продолжая посещать Лабзина и участвовать в его молитвенных собраниях, втайне становились перебежчиками. К числу их принадлежал А.С. Стурдза ; получив от князя С.А. Ширинского-Шихматова критический разбор "Сионского Вестника", сделанный каким-то московским затворником Смирновым, он написал донос и подал его князю Голицыну. Журнал Лабзина обвинялся в произвольном толковании учения о благодати, отрицании значения книги Царств, кощунственном учении о первородном грехе и т. д. Голицын долго защищал своего друга, но, наконец, согласился со многими выводами Стурдзы и передал цензурование "Сионского Вестника" врагу мистиков, ректору петербургской духовной семинарии, архимандриту Иннокентию . Лабзин не мог и не хотел изменять направление своего журнала и вынужден был его прекратить. Литературная деятельность его тоже не могла идти успешно, и он с тех пор издал только: "Зеркало внутреннего человека, в котором каждый себя видит, состояние своей души познавать и исправление свое по тому располагать может" (СПб., 1821). Фотий продолжал интриговать против Лабзина, чем можно объяснить и последовавшую в 1821 г. его ссылку. Когда на собрании Академии Художеств зашла речь об избрании в почетные члены графа Д.А. Гурьева , Лабзин возражал против него, а на замечание о близости Гурьева к государю в горячности предложил избрать еще более близкого к нему человека - кучера Илью. На Лабзина поступил донос, и он был выслан в Сенгилей, откуда переведен в 1823 г. в Симбирск. Здесь он прожил, окруженный общим уважением, до смерти своей, в 1825 г. Богато одаренный от природы, Лабзин всю жизнь заботился о самообразовании и даже в старости изучал высшую математику. - Ср. П. Бессонов "А.Ф. Лабзин" ("Русский Архив", 1866, ¦ 6); М.А. Дмитриев "Воспоминания об Александре Федоровиче Лабзине" (ib.), "Записки" Струдзы ("Русская Старина", 1876, т. XV), Витберга (ib., 1872, т. V); Скабичевский "Очерки по истории русской цензуры" (СПб., 1892); Н.Ф. Дубровин "Наши мистики-сектанты" ("Русская Старина", 1894 и 1895); "Русский Биографический Словарь" (статья Б.Л. Модзалевского ); "Воспоминания" С.А. Лайкевича ("Русская Старина", 1905 - 1910); Б.Л. Модзалевский "К биографии Новикова". Письма его к Лабзину, Чеботареву и др. ("Русский Библиофил", 1913); "Воспоминания" А.Е. Лабзиной, под редакцией Б.Л. Модзалевского (СПб., 1914); Н.Н. Булич "Очерки по истории русской литературы и просвещения" (1912); "Автобиография архимандрита Фотия" ("Русская Старина", 1894 - 1896).

Краткая биографическая энциклопедия .