Значение ДМИТРЕВСКИЙ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ДМИТРЕВСКИЙ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ

Дмитревский, Иван Афанасьевич - знаменитый актер (1734 - 1821), переводчик и поэт, по преданию - сын ярославского священника Дьяконова-Нарыкова. Учился Дмитревский в семинарии в Ярославле и вместе с Ф.Г. Волковым с увлечением работал над устройством театра, исполняя в пьесах женские роли. Когда ярославцы были привезены в Санкт-Петербург (1752), Дмитревский, вскоре после дебюта, был помещен в шляхетный кадетский корпус и переименован государыней из Нарыкова в Дмитревского по его сходству с кавалером польского посольства Дмитревским. С учреждением Российского театра (1756) Дмитревский был назначен придворным актером, играл героев и наперсников, а со смертью Волкова (1763) перешел на трагические роли. В 1765 и 1767 годы Дмитревский по Высочайшему повелению ездил в Париж и Лондон, в первый раз "для усовершенствования", а во второй - чтобы набрать французскую труппу для Петербурга. При содействии Ивана Ивановича Шувалова он познакомился с Лекеном, Клерон и Гарриком и изучил постановку театрального дела в Европе. Он много сделал для создания русского театра; нет ни одного крупного предприятия в театральном деле почти до конца XVIII века, где бы он не играл выдающейся роли. Он посоветовал разделить русскую труппу, по образцу французского театра, на амплуа, ввел и старался укрепить комическую оперу в репертуаре русской сцены. Преподавал в театральной школе "декламацию и акцию", состоя в то же время инспектором российской труппы. В 1791 г. Дмитревский был назначен главным режиссером при зрелищах, и ему поручается "надзирание и порядочное учреждение школы". Когда в 1780 г. Книпер открыл частный театр в Петербурге и составил себе труппу из питомцев воспитательного дома, Дмитревский был приглашен обучать их сценическому искусству. В 1783 г. антреприза перешла к Дмитревскому, но вскоре правительство решило передать заведование театром особому комитету. Дмитревский состоял учителем и в Смольном институте не только "для обучения некоторых благородных девиц театральных российских пиэсов", но и для преподавания российскому языку. Через школу Дмитревского прошло не одно поколение актеров, среди которых были и первоклассные таланты, как К.С. Семенова , Е.С. Сандунова , А.Д. Каратыгина , Михайлова , Яковлев , Плавильщиков, Шушрин, Крутицкий . Сам Дмитревский был актером исключительно даровитым и пользовался огромной популярностью среди публики. По отзывам современников он был лучше в комедиях, чем в трагедиях, но игра его всегда была умной и тщательно отделанной. В конце XVIII века, когда вкусы уже изменялись, Дмитревский казался старомодным, игра его - вычурной и напыщенной; из-за погони за эффектами он был прозван "эффекщиком". В 1787 г. Дмитревский вышел в отставку и после того играл только в гатчинском и эрмитажном театрах. Последнее выступление Дмитревского было в 1812 г. в патриотической пьесе Висковатова "Всеобщее ополчение". В конце жизни артист ослеп. Дмитревский был одним из образованнейших людей своего века. Он много переделал и перевел трагедий, драм, комедий, опер, которые одно время занимали видное место в репертуаре русского театра. Сумароков , несмотря на свою заносчивость, считался с его мнением, Фонвизин и Княжнин , бывший другом Дмитревского, часто обращались к нему за советами, Державин и Шишков были его хорошими знакомыми. Крылов приносил ему на просмотр свои первые труды. При составлении словаря писателей к содействию Дмитревского обращался митрополит Евгений . Ему приписывают около 60 пьес его сочинения и перевода. Из его пьес более известны "Антигона", музыкальная драма с итальянского (Санкт-Петербург, 1772), "Непостижимость судьбы, аллегорический пролог на освобождение от болезни великого князя Павла Петровича" (Санкт-Петербург, 1772), "Честный преступник", комедия с французского (Санкт-Петербург, 1772), "Беверлей", с французского (Санкт-Петербург, 1773, и Москва, 1787), "Армида", опера, переведенная с итальянского (Санкт-Петербург, 1776) и перепечатанная в 31 томе "Российского Театра" в 1790 г., опера "Дианино Древо" (Санкт-Петербург, 1792), с первого представления которой началась слава Сандуновой. Особенным успехом пользовалась опера "Редкая вещь" (с итальянского, Санкт-Петербург, 1792). По поручению российской академии, которой он был членом, Дмитревский написал "Историю русского театра", которая погибла при пожаре; написанная им вторично, она до нас не дошла, хотя И. Носов при составлении "Хроники русского театра" ею пользовался, но не указал, где он видел рукопись Дмитревского. Вероятно, его же перу принадлежит немецкое "Известие о некоторых русских писателях" (1768). Как академик, Дмитревский не раз рецензировал представляемые в академию сочинения, написал и произнес "Слово похвальное А.П. Сумарокову" (Санкт-Петербург, 1807), за что "собрание изъявило ему особенное свое удовольствие". Дмитревский был автором элегий, эпиграмм и других мелких стихотворений и состоял членом библейского общества, вольного экономического и любителей российской словесности. - См.: "Русская Талия" (1825), "Биография Дмитревского" в "Пантеоне" (том III, 1840); Всеволодский Гернгросс "История театрального образования в России" (том I, Санкт-Петербург, 1913); "Воспоминания С.Т. Аксакова". А. Поляков.

Краткая биографическая энциклопедия .