Значение ДМИТРЕВСКИЙ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ДМИТРЕВСКИЙ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ

знаменитейший русский актер, родился 28 февраля 1734 года в Ярославле, сын протоиерея Дьяконова-Нарыкова. Учился в Ярославской семинарии, затем у пастора, жившего в Ярославле. Будучи земляком Ф. Г. Волкова (см.), Д. сделался участником его представлений, исполняя преимущественно женские роли, и вместе с труппой Волкова прибыл в Петербург. Впервые Д. исполнял в Царском Селе роль Оснельды в трагедии Сумарокова "Хорев", причем сама императрица надевала на Оснельду бриллианты и тут же назвала Дьяконова Дмитревским, по сходству его с польским графом Дмитревским, состоявшим тогда кавалером посольства в СПб. Впоследствии Д. перешел на мужские роли и после смерти Волкова (1763) занял первое место в придворной труппе, а в 1765 г. был послан для усовершенствования за границу. Исполнение им, по возвращении, роли Синава было истинным торжеством артиста. Через год Д. вновь отправился за границу, с целью навербовать французских актеров для Петербургского придворного театра. Симпатичная мысль Волкова — устроить театр публичный, для всех классов доступный, — долго не имела успеха, и только благодаря энергии Д. был создан "Вольный российский театр" (на Царицыном лугу) Карла Книппера. Заведование вновь учрежденным в СПб. Театральным училищем (1779) также было поручено Д., обучавшему воспитанников "декламации и действованию". Одно время Д. преподавал географию, историю и словесность в Смольном монастыре. Помимо звания "первого актера", он нес и режиссерские обязанности. В конце 1790-х гг. Д. покинул сцену, на которой в последний раз играл в 1812 г., 30 августа, в патриотической пьесе Висковатого "Всеобщее ополчение". Гром рукоплесканий встретил дряхлого старика, от волнения с трудом говорившего. В конце жизни Д. ослеп и † в СПб. 27 окт. 1821 г. (похоронен на Волковом кладбище). Д. имел репутацию высокообразованного человека. Единственный пример актера-академика, Д. и в литературных кружках пользовался всеобщим уважением. К его советам обращался даже чванный Сумароков, по указаниям его нередко исправлявший свои трагедии. С ним советовались и Княжнин, и Фонвизин (при окончательной отделке "Недоросля"), и И. А. Крылов, явившийся к Д. с одним из своих юношеских трудов. Многие имена учеников и учениц Д. славятся в истории русской сцены; таковы Крутицкий, Гамбуров (см. соотв. статью; оба из труппы Книппера), Воробьев, Каратыгина, Сандунова, Семенова, Яковлева и др. Он был поклонником господствовавшего в то время псевдоклассического репертуара.Литературные занятия Д. начались очень рано. Наряду с Сумароковым и Волковым, был одной из главных сил драматической литературы первых лет нашей сцены, для которой поставлял в основном переводы и переделки с франц., иногда с итал. яз. Он написал массу трагедий, комедий и комических опер: "Антигона" (музык. драма, с итал., СПб., 1772), "Честный преступник" (ком., с фр., id.), "Беверлей" (трагедия, с фр., СПб., 1773 и М., 1787), "Армида" (опера, с ит., СПб., 1774), "Раздумчивый" (ком., с фр., СПб., 1778), "Дианино дерево" (опера, с ит., СПб., 1792), "Редкая вещь" (опера, с итал., id.) и мн. др., не сохранившихся до нашего времени. Перевел поэму Томсона "Четыре времени года" (М., 1798 и 1803); издал "Похвальное слово А. П. Сумарокову" (СПб., 1807), печатал в "Трудолюбивой Пчеле" стихи Сумарокова и участвовал в переводе Анахарсиса, изд. Академией (1804-09). Около 20 лет Д., по поручению Российской акад., трудился над "Историей русского театра", но рукопись его сгорела во время пожара в Академии. Д. возобновил свой труд, но он остался ненапечатанным. Актер Иван Носов, при составлении своей "Хроники русского театра" (изд. Имп. общ. ист. и др. росс. при Моск. унив., М., 1883), пользовался оригиналом "Истории русского театра" Д., хотя не указывает, где его видел. Ф. Кони в своей статье: "Русский театр, его судьбы и историки" ("Русская Сцена", 1864) сообщил несколько фактов, почерпнутых им из разных записочек и клочков, написанных рукой Д. и найденных им в бумагах актера Яковлева, друга Д. Академиком М. И. Сухомлиновым (см. его "Исследования и статьи по русской литературе и просвещению", т. II, СПб., 1889) доказано, что немецкое "Известие о некоторых русских писателях", 1768 г. (напеч. в "Материалах для истории русской литературы" П. А. Ефремова, СПб., 1867) вышло из-под пера Д.Ср. "Известие о жизни Д." (СПб., 1822); Ф. Кони, "Биография Д." ("Пантеон", 1840, III); "Семейная хроника" Аксакова, в ст. "Я. Шушерин"; предисловие Е. Барсова к "Хронике" Носова; ст. Сиротинина в "Артисте" (1890 г., IX и XI); "Записки С. П. Жихарева" (изд. "Русского Архива", 1891); "Архив дирекции Имп. театров" (1892, отд. III); биография Д. для народа (СПб., 1884, изд. "Мирского Вестника"), И. Ф. Горбунова, в "Русском Вестнике" (1892).Ум.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.