Значение слова ГАНИМЕД в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире

ГАНИМЕД

Троянский принц, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей, или, в пост-гомеровском эпосе - на золотую виноградную лозу. На краснофигурном кратере конца 5 в. до н.э. с одной стороны изображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой - прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха - излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды он был похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего из смертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии, и в римских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем "Мире", где герой уносится на небо на спине большого навозного жука. Платон использует его в "Федре", упоминая чувства Сократа к своим ученикам. На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и "про" и "контра" двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме "Спор между Еленой и Ганимедом". Только аллегористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символ восхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа. Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для художников он остается во плоти: так Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубене столь же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его в когтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка.

Кто есть кто в Античном мире, словарь-справочник.