(франц. plein air, буквально - открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников 17 в. Однако по существу принципы П. получают распространение в 1-й половины 19 в. (Дж. Констебл в Англии, А. А. Иванов в России). Проводниками П. в середине 19 в. выступают мастера барбизонской школы (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, Ш. Ф. Добиньи), а также К. Коро. Наиболее полное выражение принципы П. нашли во 2-й половине 19 в. в творчестве мастеров импрессионизма (именно тогда термин 'П.' начинает широко употребляться) - К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара и др. В России во 2-й половине 19 - начале 20 вв. значительных успехов в пленэрной живописи добиваются В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь. Интерес к проблеме П. сохраняется и в живописи 20 в.
Лит.: Лясковская О. А., Пленэр в русской живописи XIX века, М., 1966.