- (от французского moderne - новейший, современный) обобщающее наименование ряда художественных течений XX века. Свойственны разрыв с историческим опытом художественного творчества, его взаимоотношения с жизнью и восприятия зрителем, стремлением утвердить новые начала искусства, сводящиеся к непрестанному обновлению художественных форм. Переживает сложную историю, этапы которой обусловлены его борьбой с реализмом, а также сложными внутренними причинами. В начале XX века течениям модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искуство) свойственны авангардистские тенденции. К концу 1910-х - началу 1920-х гг. пережил кризис: значительная часть его сторонников (П. Пикассо, А. Дерен и др.) обратились к реальной действительности. К середине 1920-х гг. ряд течений, принципиально отказавшихся от изображения действительности и ушедших в мир отвлеченных, формально-пластических фактурных и колористических исканий (в первую очередь абстрактное искусство и сюрреализм) стали признанным искусством в странах Западной Европы и США. Это искусство родило множество форм и манер, а порой и экспериментальных поисков, получивших отклик в процессе развития художественного языка современного искусства. В 1940-х гг. рождаются его новые направления ("абстрактный экспрессионизм", "абстрактный каллиграфизм" и др.). В конце 1950-х гг. вслед за поп-артом развились направления: "минимальное искусство", "земляное искусство", концептуальное искусство, а также различные направления неокубизма, неоэкспрессионизма, неоабстракционизма и т. д. В начале 1970-х гг. в Западной Европе и США выдвинулось направление гиперреализма, ставящее своей задачей имитационно точное воспроизведение фотографии, а также кино- и телекадров. Конец 1970-х - начало 1980-х гг. характеризуют широкое и неоднородное движение постмодернизма.
(Илл. А. Модильяни. Обнаженная.)