- ПОНЯТИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ФИКСИРУЮЩЕЕ НОВЫЙ СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ СООТНОШЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО, КОНСТИТУИРУЮ-ЩИЙ ВНУТРЕННЕЕ КАК ИММАНЕНТНУЮ ИНТЕРИОРИЗАЦИЮ ВНЕШНЕГО. ДАННАЯ УСТАНОВКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СПЕЦИ-ФИКАЦИЮ ОБЩЕЙ ПАРАДИГМАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПОСТМОДЕР-НИЗМА НА СНЯТИЕ ЖЕСТКО ЛИНЕЙНЫХ ОППОЗИЦИЙ, ТРАДИЦИ-ОННО ФУНДИРОВАВШИХ СОБОЮ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ КЛАССИЧЕ-СКОЙ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНАЯ ОППОЗИЦИЯ (см. "Смерть субъекта"), оппози-ция внешнего и внутреннего, мужского и женского (см. Соблазн) и т.п. Термин "С." оформляется в рамках пост-модернистской концепции складки, однако идея интери-оризации внешнего как необходимого условия возмож-ности конституирования внутреннего является универ-сально значимой для философии постмодернизма. Так, фундаментальным основоположением постмодернист-ской текстологии выступает та презумпция, что, "мни-мая внутренность смысла уже сплошь проработана его же собственным внешним. Она всегда уже выносит себя вовне себя" (Деррида), снимая саму возможность разли-чения имманентно-автохтонного и привнесенного (см. Интертекстуальность). Аналогично, по Фуко, "Внеш-нее" есть "движущаяся материя, оживленная перисталь-тическими движениями, складками и извилинами, кото-рые вместе образуют Внутреннее; они - внешнее, но внутреннее Внешнего". Так, например, феномен "не-мыслимого" интерпретируется Фуко не в качестве внешнего по отношению к мысли как таковой, но в ка-честве того, что "лежит в ее сердцевине" как "невозмож-ность мышления, которая удваивает и выдалбливает Внешнее", - иными словами, "немыслимое есть внут-реннее мысли". Процессуальность С. наиболее детально моделируется в контексте теории становления субъек-тивности Делеза ("субъективация создается складчатос-тью"), в рамках которой эксплицируется механизм фор-мирования складки. Согласно его концепции, становле-ние субъективности может рассматриваться только как автохтонный процесс самоорганизации: "все ... детер-минации мысли уже являются первоначальными фигу-рами действия мысли", и становление субъективности реализует себя вне принудительной каузальности, - в режиме "Да будет! (Fiat!)", т.е. в режиме, который "зара-нее разрушает всякий императив". Исходным состояни-ем субъективности выступает для Делеза так называе-мое "дикое" (до-предикативное) сознание", определяе-мое им как "натурализм "дикого опыта". Зафиксирован-ное Делезом состояние "дикого опыта" может быть оце-нено как аналог исходного субъективного хаоса, - как в смысле отсутствия выраженной структуры, так и в смысле потенциальной креативности: "именно сингу-лярности, все еще не связанные по линии внешнего как такового, формируют плодородную массу". Проблема внешнего является центральным моментом делезовской модели формирования субъективности, и интерпрета-ция последнего Делезом радикально дистанцируется от традиционной. Соотношение внутреннего и внешнего мыслится Делезом не как противостояние имманентно автохтонного чужеродно навязанному, не как принуди-тельное воздействие "внешней" силы на "внутреннее", но - напротив - как органичная интериоризация внешнего: "внутреннее есть операция внешнего". По-добно "дикому опыту" как исходному состоянию внут-реннего, внешнее также выступает у Делеза в качестве "неоформленного внешнего" как принципиально нома-дического (см. Номадология) распределения интенсивностей: "неоформленное внешнее - это битва, это бур-ная штормовая зона, где определенные точки и отноше-ния сил между этими точками носятся по волнам". Со-гласно Делезу - в общем русле номадической оценки плоскости как пространства соприкосновения внутрен-него и внешнего, т.е. пространства динамики - именно на границе внешнего и внутреннего и в тесном взаимо-действии внутреннего с внешним и осуществляется процесс становления субъективности: "внутреннее яв-ляется складыванием предполагаемого внешнего". Процесс конституирования субъективности выступает одновременным процессом параллельного оформления внешнего и внутреннего в процессе их взаимостимули-рующего (кросс-каталитического) взаимодействия: "складка внешнего конституирует самость, в то время как само внешнее формирует соответствующее внут-реннее". Механизм оформления субъективности моде-лируется Делезом как проявление на макроуровне тех процессов, которые происходят на микроуровне: "син-гулярности не имеют форм и не являются ни телами, ни говорящими лицами. Мы входим в мир неопределенных двойников и частичных смертей... Это микро-полити-ка". Однако объективация происходящих на микроуров-не процессов предполагается Делезом в качестве макро-скопической: "но дело стратегии - осуществляться в страте". Объективирующиеся в виде макроструктур из-менения порождают страты, которые, по словам Делеза, "просто собрали и сделали затвердевшими пыль и зву-ковое эхо битвы, разворачивающейся под ними". Что же касается сущности происходящих на микроуровне трансформаций, то фактически Делез фиксирует пере-ход от некоординированного сосуществования сингулярностей к их "интеграции". Так, если исходно, по сло-вам Делеза, взаимодействия в зоне субъективации про-исходят так же, как происходят они у "мотыльков или перышек, глухих и слепых по отношению друг к другу", то в ходе становления субъективности "отношения меж-ду силами становятся интегрированными" (ср. с идеей Деррида о "пробуждении" в процедурах деконструкции "спящего смысла" текстовых семем или "сем", с одной стороны, и с синергетической идеей перехода от изоли-рованного бытия "спящих молекул" или "молекул-гипнонов" к молекулярной "кооперации" - с другой). От-крытость самоорганизующейся системы мыслится в концепции С. в качестве условия самой возможности феномена самоорганизации: в зоне складки "мысль воз-действует на себя, открывая внешнее как собственный немыслимый элемент". В модели Делеза "это происхо-дит так, что отношения внешнего, изогнутого обратно, ...позволяют отношению к себе возникнуть и конститу-ировать внутреннее". Субъективность как внутреннее оформляется посредством "удвоения", т.е. "интериори-зации внешнего". Собственно, само внутреннее как та-ковое, по Делезу, "является просто складчатостью внеш-него, как если бы корабль был изгибанием моря". Воз-никающая на каждый конкретный момент времени кон-фигурация складок понимается Делезом как принципи-ально не окончательная, - она оценивается как ситуа-тивно значимая, и принципиально подлежащая измене-нию в силу непредвиденных флуктуации: "эти складки удивительно изменчивы и, более того, обладают различ-ными ритмами, чьи вариации создают несводимые виды субъективации". Процесс становления субъективности оказывается принципиально нон-финальным и интер-претируется Делезом в качестве реализующегося по-средством случайных флуктуации, что фиксируется им в понятиях "жребия" и "игры" ("лотереи"): "мышление вызывает трансмиссию сингулярностей: это бросок жребия... Бросок жребия фактически выражает ... отно-шение, установленное между сингулярностями, возни-кающими случайно". Более того, если современное ес-тествознание делает вывод о том, что в рамках нелиней-ных динамик могут быть обнаружены зоны, где дейст-вуют сугубо линейные закономерности и проявляет себя традиционно понятая каузальность ("островки детерми-низма" в "океане нестабильности" в теории катастроф Р.Тома), то и у Делеза можно встретить совершенно ана-логичные рассуждения. Так, по его словам, "отношения между силами ...группируются или наугад, или в соот-ветствии с определенными законами", - фактически "случай работает только в первом варианте, в то время как второй, вероятно, действует согласно условиям, ко-торые частично детерминированы первым, как в цепи Маркова, где мы имеем непрерывный ряд новых сцепле-ний. Это и есть внешнее: линия, которая продолжает связывать беспорядочные события в смеси случая и за-висимости". Идея кросс-каталитического взаимодейст-вия внешнего и внутреннего апплицируется Делезом не только на пространственные, но и на временные параме-тры С. Последнее оказывается процессом интериоризации будущим прошлого, что фиксируется Делезом по-средством понятия "Память": "Память - это настоящее имя отношения к себе или воздействия Я на Я". Собст-венно говоря, по оценке Делеза, "складывание и удвое-ние само есть Память". Именно "абсолютная память", по оценке Делеза, "удваивает настоящее и внешнее и представляет единое с забвением, так как она сама бес-конечно забывается: ее складки фактически сливаются с развертываем, поскольку последнее сохраняется в пер-вых как то, что сложено". Вместе с тем концепция складки фиксирует и векторное (содержательное) тяго-тение самоорганизующейся субъективности к будуще-му, что семантически изоморфно синергетической уста-новке на тяготение системы к будущим своим состояни-ям, выраженное в понятии аттрактора: по словам Деле-за, "внутреннее конденсирует прошлое... но взамен сталкивает его с будущим, которое приходит из внешне-го, меняет его и заново создает". (В плане фиксации тер-минологических параллелей между философией пост-модернизма и современным естествознанием может быть отмечено, что Г.Николис и Пригожин, анализируя феномены спирального и винтового хаоса в свете иссле-дования влияния на них хаотического аттрактора, отме-чают, что "важнейшая особенность, прослеживаемая на обоих... - образование складки на поверхности, вдоль которой происходит неустойчивое движение".)
М.А. Можейко