Совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе связанных с актуализацией, реализацией, фиксацией эстетического опыта (см.: Дюфрен , Эстетика , Эстетическое ) человечества определенного этапа культурно-исторического бытия или отдельного человека. Под эстетическим понимается опыт неутилитарных (созерцательных или выразительных) отношений субъекта и объекта, как личностный, так и характерный для определенных этапов культуры, сопровождающийся или завершающийся в конечном счете духовным наслаждением субъекта; или — позитивной аксиологической реакцией субъекта на основе чувства удовольствия. Наиболее полное воплощение Э. к. получает в художественной культуре (совокупности всех искусств) своего времени, однако ее аура охватывает практически все основные сферы жизни и особенно творческой деятельности человека. Поэтому историческая классификация Э. к. фактически совпадает с классификацией истории искусства, но охватывает более широкий круг явлений культуры и практического опыта человека, чем искусствоведение. Э. к. является одним из объектов науки эстетики. Современная наука употребляет и понятие «художественно-эстетическая культура». В этом случае речь идет не обо всей Э. к. и не о всех явлениях искусства того или иного этапа культуры, но только об эстетически значимом ядре (или поле) художественной культуры, то есть только о совокупности собственно художественных феноменов искусства. В то время как понятие «художественная культура» традиционно охватывает все поле искусств, включая и их внехудожественные, внеэсте-тические компоненты.
В. Б.