общественное существо, обладающее сознанием, разумом субъект
общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в
ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза,
многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8 - 5 млн. лет назад
африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным
обезьянам (шимпанзе и др.), другая - к первым гоминидам (австралопитекам),
обладавшим двуногой походкой. Вероятно, около 2 млн. лет назад австралопитеки
дали начало роду "человек" (Homo), первым представителем которого многие
ученые считают "человека умелого" (Homo habilis) - его ископаемые остатки
находят вместе с древнейшими каменными орудиями (так называемая олдувайская
культура). Около 1,6 - 1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Восточной
Африке "человеком прямоходящим" (Homo erectus). Различные по особенностям
морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы,
палеоантропы) начали расселяться из Тропической Африки по всему континенту, а
также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и
непосредственных предков человека современного типа - "человека разумного"
(Homo sapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он
возник в Африке около 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более
древних людей согласно другой - формирование "человека разумного" (так
называемая сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Около
40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, "человек разумный"
становится единственным представителем семейства гоминид и заселяет
практически всю Землю. Как биологический вид человек имеет множество общих
признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности
человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое
развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и
изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность
человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и
остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.