направление в европейском и русском искусстве 1870 - 1910-х гг.
сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно
постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.
Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А.
Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь
проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность
сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его
"нетленную" или трансцендентную Красоту, символисты выразили неприятие
буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое
предчувствие мировых социально-исторических потрясений. В России символизм
нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за
пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен,
П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч. И.
Иванов, Ф.К. Сологуб в изобразительном искусстве - Э. Мунк, Г. Моро, М.К.
Чюрленис, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов близко к символизму творчество П.
Гогена и мастеров группы "Наби", графика О. Бердсли, работы многих мастеров
стиля "модерн".