СИМВОЛ́ИЗМ, направление в европ. и рус. иск-ве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преим. на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений. Филос.-эстетич. принципы С. восходят к соч. А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременнyю идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагич. предчувствие мировых социально-ист. потрясений и вместе с тем - доверие к вековым духовно-культурным ценностям как единящему людей и народы началу. В России С. нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы иск-ва. Осн. представители С.: в лит-ре - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов, Ф.К. Сологуб; в изобр. иск-ве - Э. Мунк, Г. Моро, М.К. Чюрлёнис, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов; близки к С. творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби", графика О. Бёрдсли, работы мн. мастеров стиля модерн.
Значение слова СИМВОЛИЗМ в Большом российском энциклопедическом словаре
Что такое СИМВОЛИЗМ
Большой российский энциклопедический словарь. 2012