(Artaud) Антонен (настоящее имя Антуан Мари Жозеф) (1896 - 1948),
французский теоретик театра, режиссер, актер, поэт. Создал "Театр Альфреда
Жарри" (1926 - 28, совместно с Р. Витраком и Р. Ароном), в 1924 - 26 примыкал
к сюрреализму. Произведения Арто, независимо от жанра (стихи в прозе "Отрывки
из дневника в аду", 1926, "Пуп чистилища", "Нервометр" - оба 1925 эссе
"Искусство и смерть", 1929, "Новые откровения бытия", 1937), представляют
собой "фрагменты" единого проживаемого опыта "тотального отрицания", источник
и нерв которого - обреченность на невыразимость бытия (автоматического,
хаотического, бессознательного и "пустого") и собственного "Я", которым Арто
мучительно пытался овладеть. В поисках нового искусства (с привлечением
восточных традиций, мистических учений и архаического ритуала) пришел к идее
"театра жестокости" (сборник "Театр и его двойник", 1938) - шокового
сценического действа, освобождающего от груза привычных напластований и
выводящего восприятие зрителя за пределы реальности. Последние 8 лет жизни
провел в клинике для душевнобольных.