Значение слова ЭСХИЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ЭСХИЛ

(Aischylos) (около 525, Элевсин, - 456 до н. э., Сицилия), древнегреческий драматург. Происходил из старинного аристократического рода. Участвовал в греко-персидских войнах . В 484 одержал первую победу в драматических состязаниях; впоследствии еще 12 раз был победителем в состязаниях драматургов. В античности было известно около 80 драматических произведений Э., сохранилось только 7: 'Персы' (472), 'Семеро против Фив' (467), трилогия 'Орестея' (458; 'Агамемнон', 'Хоэфоры', 'Эвмениды'); о времени создания трагедий 'Просительницы, или Молящие' и 'Прикованный Прометей' единого мнения нет. Из остальных трагедий Э. дошли отрывки, редко превышающие 5-10 стихов; относительно крупные фрагменты из сатировских драм 'Тянущие невод' и 'Послы, или Истмийцы' опубликованы в изданиях египетских папирусов в 1933 и 1941. Творчество Э. относится к периоду окончательного утверждения афинской демократии (1-я половина 5 в. до н. э.) и отражает переоценку мировоззренческих принципов родового строя. Героем его трагедий является самостоятельный в своем поведении и ответственный за свои поступки человек. Сущность трагического у Э. раскрывается с наибольшей отчетливостью в 'Орестее': тяготеющее над домом Агамемнона проклятие Атридов осуществляется только потому, что члены этого дома (Агамемнон, Клитемнестра) сами виновны в совершении тягчайших преступлений против божественных и человеческих законов. Кровавая вереница отмщений-преступлений прекращается благодаря вмешательству суда афинского ареопага, чье решение освящается богиней Афиной и символизирует победу демократической государственности над архаическим законом родовой мести. Торжество принципов патриотизма и гражданского равноправия над 'варварским' деспотизмом составляет основное содержание 'Персов' и находит также отражение в 'Семерых против Фив' и 'Просительницах'. Гуманистическое содержание творчества Э. с исключит. яркостью раскрывается в трагедии о Прометее - 'самом благородном святом и мученике в философском календаре' (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 25).

'Отец трагедии', Э. был крупнейшим новатором в области художественной формы. Хоровые и лирические партии с участием актеров играют в его трагедиях важнейшую драматическую роль, нагнетая атмосферу волнения и тревоги и подводя действие к кульминации. Введением второго актера Э. значительно повысил роль индивидуальных персонажей, среди которых выделяются такие титанические образы, как Этеокл, Прометей, Клитемнестра. Трагедии Э. были хорошо известны в Древнем Риме; некоторые из них послужили прототипом для произведений Энния, Акция, Сенеки. В литературе и искусстве нового времени широкое отражение нашел образ Прометея.

Соч.: Aeschyli septem quae supersunt tragoediaf, ed. D. Page, Oxf., 1972; в рус. пер. - Трагедии, пер. С. Апта, М., 1971,

Лит.: Радциг С. С., История древнегреческой литературы, 4 изд., М., 1977; Ярхо В. Н., Эсхил, М., 1958; Lesky А., Die tragische Dichtung der Hellenen, 3 Aufl., Gott., 1972; Wege zu Aischylos, hrsg. von Н. Hommel, Bd 1-2, Darmstadt, 1974.

В. Н. Ярхо.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.