Значение ЭМИНЕСКУ МИХАИЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЭМИНЕСКУ МИХАИЛ

(Eminescu) Михаил [Михай; настоящая фамилия - Эминович (Eminovici)] [15.1.1850, Ботошани (или Ипотешти), - 15.6.1889, Бухарест], румынский и молдавский поэт-романтик. Избран членом Академии СРР (посмертно). Родился в семье мелкого помещика. В 1869-73 жил в Вене и Берлине. Был вольнослушателем Венского университета. С 1874, возвратившись на родину, работал в Яссах библиотекарем, инспектором народных училищ. В 1877 переехал в Бухарест, где сотрудничал в консервативной газете 'Тимпул' ('Timpul'). В 1883 заболел тяжелым душевным расстройством.

Первое стихотворение опубликовал в 1866. Ранние стихи Э. связаны с патриотическим мироощущением, сформировавшимся в Румынии перед Революцией 1848 ('На смерть Арона Пумнула', 'К Элиаде', 'Что тебе, Румыния милая, желаю-'). Противопоставление поколения 1848, верившего в общественные идеалы, послереволюционному поколению, зараженному 'мировой скорбью', звучит в стихотворение 'Растленные юноши', 'Преемники' (в русском переводе 'Эпигоны'). Пребывание за границей, события Парижской Коммуны 1871 обострили внимание Э. к социальным проблемам. В 1870-74 он создает поэму 'Император и пролетарий', где в аллегорических образах сталкивает идеи утопического социализма с идеей аристократии, явно отдавая предпочтение первым. Возвращение на родину было ознаменовано стихами на фольклорные сюжеты ('Добрый молодец из липы', 'Вурдалаки' и др.), в которых, как и в других стихах Э. ('Нет, и в Иегову не верю...'), поэт говорит о неприятии умозрительных идеалов. Э. приходит к выводу, что основой национальной и общественной жизни является народ, т. е. (в тогдашних условиях) крестьянство. Он занимает резко критическую позицию по отношению к буржуазному обществу, обличая его космополитизм, бездуховность, практицизм, продажность ('Антропоморфизм', 'Наша молодежь', цикл 'Посланий' и др.).

В поэзии Э. важное место занимают романтические антитезы добра и зла ('Ангел и Демон'), искусства и жизни ('Венера и Мадонна'), любви земной и любви 'совершенной', идеальной (поэма-сказка 'Мирон и бестелесная красавица', 1869) и др. Свойственное лирике Э. стремление философски осмыслить сущность бытия находит яркое выражение в цикле 'Послания' (1881), где поэт показывает несовместимость буржуазного миропорядка с подлинным искусством, стремлением к истине и искренностью человеческих чувств. Романтическая инвектива буржуазному обществу сопровождается у Э. возвеличением того единства интересов народа и всей нации, какое, по его представлениям, было в давно минувшие времена. Позиция отчуждения от общества становится, т. о., единственно возможной для поэта ('Болтовне ответ - молчанье', 'Моим критикам', 'Глосса'). В последние годы жизни в лирике Э. все чаще звучат мотивы одиночества, отчаяния, недоступности счастья, трагической отторгнутости от мира. Одно из лучших его произведений - философско-символическая романтическая поэма 'Лучафэр' (1883). Последнее произведение Э. - статья 'Источник Бландузии' (1888), в которой поэт говорит о причинах возникновения романтизма, анализирует состояние общественной жизни и призывает приобщиться к вечному источнику молодости и здоровья - фольклору.

Творчество Э. обогатило румынскую и европейскую романтическую поэзию, способствовало обновлению словаря и ритмики румынского языка

С ним завершается романтическое направление в румынской литературе. Стихи Э. известны во многих странах мира; некоторые из них стали народными песнями.

Соч.: Opere, editie critica ingrijita de Perpessicious, v. 1-6, Buc., 1939-63; на молд, яз.: Опере алесе ын патру волуме, т. 1-4, Кишинзу, 1971; в рус. пер. - Стихи, М., 1958; Лирика, М., 1968.

Лит.: Попович К. Ф., Социальные мотивы в поэзии М. Эминеску, Киш., 1963; его же, Еминеску. Вяца ши опера, Кишинэу, 1974; Кожевников Ю. А., Михаил Эмпнеску и проблема романтизма в румынской литературе XIX в., М., 1968; Vianu Т., Poezia lui Eminescu, Buc., 1930; Calinescu G., Opera lui Eminescu, v. 1-5, Buc., 1936, 2 ed., v. 1-2, Buc., 1969-70; его же, Viata lui Mihai Eminescu, Buc., 1964; Dumitrescu-Busulenda Zoe, М. Eminescu, Buc., 1963; Todoran Eug., Eminescu, Buc., 1972.

Ю. А. Кожевников.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.