Значение ЭЛЬ ГРЕКО ДОМЕНИКО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЭЛЬ ГРЕКО ДОМЕНИКО

Греко (El Greco; собств. Теотокопули, Teotocopuli) Доменико (1541, о. Крит, - 7.4.1614, Толедо), испанский живописец. По происхождению грек. Первоначально учился, по-видимому, на о. Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана . С 1570 работал в Риме. Испытал воздействия маньеризма , Микеланджело , а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана, Я. Бассано , Тинторетто ) .

Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом; резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине ('Мученичество св. Маврикия', 1580-1582, Эскориал; 'Погребение графа Оргаса', 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо; 'Святое Семейство', около 1590-95, Музей искусств, Кливленд). Но ведущее значение в этих произведений получает колорит, основанный на обилии неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Э. Г., порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью ('Инквизитор Ниньо де Гевара').

Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Э. Г. ('Снятие пятой печати', Метрополитен-музей, Нью-Йорк; 'Лаокоон', Национальная галерея искусства, Вашингтон; оба - 1610-14), где фигуры напоминают языки пламени, мятущиеся в пепельно-сером, взвихренном пространстве. Глубоким трагизмом овеян 'Вид Толедо' (1610-14, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Проникнутое острым субъективизмом и вместе с тем напряжённым вниманием к возвышенно-драматическим порывам человеческого духа, творчество Э. Г. в 17-19 вв. было забыто и заново открыто лишь в начале 20 в.

Лит.: Валлантен А., Эль Греко (Доменико Теотокопули), [пер. с франц.], М., 1962; Каптерева Т. П., Эль Греко, М., 1965; Малицкая К. М., Истоки творчества Эль Греко, в сборнике: Сообщения Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, т. 5, М., 1975; Wethey Н. Е., El Greco and his school, v. 1-2, Princeton, 1962; Cossio M. B., El Greco, Barcelona, 1972.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.